Отец небезызвестного народного депутата Светланы Залищук – Петр Залищук – оказался замешан в громком уголовном деле о махинациях с возвратом НДС. В четверг, 26 октября 2017 года, следователи Главной военной прокуратуры провели ряд обысков и выемок документов по уголовным делам, связанным с функционированием так называемых «налоговых площадок». В этом расследовании фигурирует бывший министр доходов и сборов Александр Клименко, бывший президент Виктор Янукович и должностные лица банка «Капитал», пишет Алексей Кущ для Деловой столицы.
Как говорится в сообщении ГПУ, в 2011-2013 годах, именно благодаря указанному банку, были осуществлены финансовые транзакции, которые обеспечивали возмещение фиктивного НДС и получения группой компаний «Юнисон» (контролируемых Клименко) незаконной выгоды. Следователи в результате досудебного расследования установили, что управляла всем этим финансовым и налоговым шабашем группа физических лиц во главе с бывшим главным должностным лицом страны (пока это только подозрение).
Все кто работал в реальном секторе экономики Украины в тот период, знал или слышал о существовании всемогущей «платформы», которая «мыла» НДС. Происходило это следующим образом: компания, которая не хотела платить налог на добавленную стоимость или вовсе отмороженная, которая желала тупо заработать на государственном бюджете, перечисляла на счета подставных компаний деньги за фиктивный товар или виртуальные услуги. Эти подставные «Рога и копыта» регистрировали в пользу клиентов «платформы» налоговые накладные, в которых указывалась сумма «накрученного НДС». После этого, компания, у которой на ровном месте образовалась сумма возмещения налога на добавленную стоимость, подавала заявление о его возмещении в территориальные фискальные органы (как правило, областные). Там, естественно, уже знали, кому нужно дать «зеленый свет» и перечисляли суммы возмещения НДС с казначейского счета на банковский счет предприятия. Ну, а суммы, прокрученные в «платформе» выводились по желанию клиента либо в «нал», либо на счета зарубежный компании (как правило, оффшорная пустышка). Желающие накрутить НДС платили комиссию, которая колебалась в пределах 7-10%, в зависимости от приближения к «телу», то есть росла по мере «налипания» посредников. Зато клиенты получали не только фиктивный НДС, но и значительные суммы обналиченных средств.
При этом, компании, которые имели легальный налоговый кредит по НДС (к возмещению), месяцами и годами оббивали пороги фискальных служб, при чем многие могли получить и «ответку» за настойчивость: камеральные проверки по НДС, в результате которых налоговый кредит беспощадно «крыжили» или комплексную налоговую проверку с последствиями похуже, чем просто потеря части налогового кредита.
Естественно, для всей этой схематехники, нужен был банк. Свой. Кредитование клиентов и прочие «глупости», в таком учреждении были лишь ширмой для более доходного бизнеса: почти как СТО контрабандистов из фильма «Брильянтовая рука».
Главная задача в таких банках: вовремя «рвать когти», если ситуация складывается неблагоприятно. Имеется в виду уничтожение серверов и бумажных носителей информации, ведь «амбарная книга» в таком банке – это фактически список потенциальных клиентов прокуратуры.
Как подозревает прокуратура, таким финансовым «сердцем» платформы мог быть банк «Капитал». Более того, это та ниточка, которая может привести к бывшим высшим должностным лицам страны. Похоже, в нашей прокуратуре уже разуверились в возможности осудить Януковича за государственную измену. Ведь даже в случае успешного для следователей судебного решения, подать на Януковича документы в Интерпол с подобным заочным осуждением – это всегда риск получить отказ в связи с политически мотивированный приговором. Гораздо проще осудить бывшего президента за милую его сердцу «уголовку». Возможно, именно с этим и связана интенсификация в расследовании. Поиск документов и серверов банка в этом контексте – ключ к успеху. Помнится, один уважаемый сотрудник УБОП рассказывал в частном разговоре, что большинство преступлений было раскрыто им при анализе банковских документов. След любого преступления остается в расходных и приходных кассовых ордерах. Тем более, «платформа». Она должна была оставить тонны бумаги и колоссальные массивы электронной информации.
Что за банк
По состоянию на начало второго квартала 2013 года, суммарные активы банка «Капитал» составляли 1,63 млрд грн. При этом, свободные денежные средства – 512 млн грн или 31% от размера активов. Кредитный портфель, не намного превышал денежные остатки: 780 млн грн или 48%. Вложения в ценные бумаги – 70 млн грн или 4%. Чуть меньше – основные средства: 62 млн грн.
С изучения подобной структуры банка можно начинать лекции для студентов-криминалистов, которые захотят посвятить себя финансовым расследованиям. Но только для первокурсников. Конечно, не каждый банк с такими активами может быть замешен в чем-либо противоправном. Но, некоторые подозрения данная структура может вызвать. Ведь банк создан не для складирования пачек наличных в хранилище, а для вложения своих финансовых ресурсов в менее ликвидные активы: кредиты, ценные бумаги. Для достижения устойчивого финансового положения, банку вполне достаточно удерживать остаток ликвидных денежных средств на уровне 15% от размера активов. Двукратное превышение данного индикатора может свидетельствовать либо о том, что банк запасается наличными для покрытия оттока вкладов, либо просто проводит обналичивание и прочее перемещение финансовых ресурсов в достаточно больших объемах.
После краха режима Януковича, вся крыша, которая прикрывала «платформу» подалась в бега. Сам банк благополучно работал весь 2014 год.
Только в январе 2015-го, НБУ было принято решение «из-за неудовлетворительного качества активов» отнести его к проблемным. При этом, банку дали 180 дней для исправления ситуации. 20 июля 2015 года «АКБ «Капитал» был признан неплатежеспособным. Данное решение, представители банка оспорили в судах: 07 октября 2015 года, Донецким окружным административным судом было отменено и признано противоправным решение НБУ И ФГВФЛ относительно отнесения банка к категории неплатежеспособных. Более того, 13 ноября того же года, Донецкий апелляционный административный суд оставил это решение без изменений. И лишь 24 октября 2017 года, Верховный Суд Украины отменил решения всех судов низших инстанций, признав все действия НБУ в отношении «АКБ «Капитал» правомерными. Таким образом, была поставлена точка в долгосрочных судебных тяжбах, а для правоохранителей – это стало спусковым крючком к действию.
Естественно, все подозрения и допущения, которые возникли у правоохранителей в ходе досудебного расследования, придется подтвердить фактами и доказать вину обвиняемых в суде. А пока, исходя из принципа презумпции невиновности, они все чисты ако ангелы. Если уж не небесные, то во всяком случае, падшие.
А при чем здесь в таком случае народный депутат Залищук. С этим связана вообще увлекательная история. Анонсируя работы следователей болгаркой по металлу (при вскрытии сейфов для изъятия документов), ГПУ сообщила, что следователи проводят обыск по месту проживания бывшего директора киевского отделения банка «Капитал», который является отцом одного из нардепов. Именно после этого сообщения, Залищук и обвинила ГПУ в попытке дискредитации а следователей – в непрофессионализме. При этом, народный депутат признала, что ее отец некоторое время возглавлял один из филиалов банка «Капитал», но не имеет никакого отношения к Клименко.
Что впрочем, отвечает действительности, ведь и сам бывший министр формально не имеет с банком никаких юридических связей. Среди физических лиц, владельцев долей уставного капитала банка, а также среди его опосредованных участников, фамилии Клименко как бы и нет.
Чисто теоретически, можно порассуждать на тему: мог или не мог директор филиала банка не знать о том, на каких операциях банк специализируется. Как человек, который знает работу банка изнутри, могу сказать, что однозначно не мог. Учитывая, масштаб банка и его реноме, думаю, о его операциях были осведомлены все, включая охранников и уборщиц (при всем уважении). Другое дело, какова степень вовлеченности и участия в принятии решений.
Что касается первого, то тут вся соль заключена в том, на чем был заточен филиал. Если он работал как обычная банковская витрина, а основные операции шли через головную контору, то вовлечение было нулевым. Если филиал обслуживал традиционную клиентуру по месту регистрации – это уже другой вопрос. Что касается принятия управленческих решений, то здесь однозначно можно сказать, что все финансовые технологии в таких схемах, разрабатываются на стороне. Менеджмент лишь выполняет указания реальных бенефициаров процесса (которые, кстати, не всегда, могут совпадать с официальными собственниками банка). Естественно, все они получают за свою работу хорошую зарплату, о которой 90% украинцев могут лишь мечтать. Но за все в этом мире приходится рано или поздно платить. Тем более в мире подлунном. Как говорил Глеб Жеглов в известном фильме: «Наказания без вины не бывает».