понеділок, 25 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Когда венгров Закарпатья начнут лишать гражданства Украины Отношения Венгрии и Украины входят в крутое пике на волне истерии Будапешта относительно закона об образовании

Венгрия, вероятно, вдохновившись примером Каталонии, пошла на дальнейшую эскалацию, когда ее внешнеполитическое ведомство уведомило Киев о проведении в Будапеште акции «Самоопределение для Закарпатья». Мukachevo.net пишет, что организатором акции выступила, довольно ожидаемо, венгерская националистическая праворадикальная партия «Йоббик» («За лучшую Венгрию»).

Поводом праворадикалы назвали пятилетний запрет на въезд в Украину их депутату Кристине Морваи и адвокату Томашу Гауди-Надь. А целью «Йоббик», конечно же, выбрал пресловутый закон. Партия утверждает, что, дескать, закарпатские венгры стали заложниками ситуации и им «запретили обучаться на родном языке, мыслить и осознавать себя венграми». Знакомые лекала, правда? И «Йоббик» им следует не первый год, активизировавшись на фоне российской агрессии в Украине. Украинский МИД направил ноту протеста в МИД Венгрии с требованием запретить запланированную в Будапеште акцию «Самоопределение для Закарпатья».

Министр иностранных дел Украины Павел Климкин написал в своем Twitter: «Венгерское МИД сообщило нашему посольству об акции 13.10 под лозунгом «Самоопределение для Закарпатья». Это что, Будапешт поддерживает сепаратизм? Немедленно направили ноту протеста с требованием запретить эту провокацию! Уверены, Венгрия и в дальнейшем будет уважать территориальную целостность Украины».

Закарпатские «йоббики»

Эта партия, во-первых, поддержала аннексию Крыма и отправляла наблюдателей на «референдум». Во-вторых, закарпатские сепаратисты из русинов и венгров создали в ДНР батальон «Легион святого Иштвана», в честь первого короля Венгерского королевства. Они продвигали не только интересы фейковых государственных недообразований, а точнее, недоразумений — «Новороссии» и «Малороссии», но и проекта закарпатской венгерской автономии и дальнейшего ее движения в направлении собственно Венгрии.

В-третьих, «Йоббик» очень и очень политически и финансово активна на Закарпатье, где насчитывается шесть ключевых венгерских территориальных общин. И поддержка у партии в украинском регионе на самом деле немалая. В Береговом несколько лет работала приемная евродепутата Белы Ковача под видом благотворительного фонда. Но после того как господин Ковач побывал в статусе наблюдателя на так называемом «референдуме» в Крыму, прокуратура области в октябре 2014 г. этот фонд-приемную прикрыла. А в следующем году Европарламент лишил его депутатской неприкосновенности из-за обвинений в шпионской деятельности против европейских институтов в пользу РФ.

В том же году, а точнее, 27 марта, его коллега Кристина Морваи в Европарламенте, фигурально выражаясь, рвала на себе волосы из-за «ужасного положения» закарпатских венгров. Она громогласно заявляла, что Украина занимается их дискриминацией. Понятно, по какой причине депутат стала персоной нон грата в Украине. Как и вышеупомянутый Гауди-Надь, который уже на сессии в ПАСЕ в 2014 г. в футболке с надписью «Крым принадлежит России, а Закарпатье — Венгрии» аналогично продвигал миф об угнетенных русинах и венграх, а потом и вовсе заявил, что «Закарпатье должно вернуться в Венгрию».

Провокационными заявлениями партия и прочие желающие отхапать украинских территорий не ограничиваются. Еще 26 лет назад проводился референдум, на котором 200 тыс. закарпатских венгров поддержали отдельную автономию. С аналогичной инициативой в 2016 г. выступали и в «Йоббик», предложив создать Притиснянский район. Сепаратизм праворадикалы подпитывают не только идеологией, но и деньгами. Помощью школам, например. Благое дело, с одной стороны. А с другой — нет, учитывая конечную цель — стать ближе закарпатцам, чем украинская власть.

Подкуп паспортом

Причем банальным подкупом занимаются не только эти маргиналы, но и правительство Виктора Орбана, представляющего консервативно-правоцентристскую партию «Фидес» («Венгерский гражданский союз»). Это главный конкурент «Йоббик» на родине. Но при этом цели их совпадают. Так почему бы не сотрудничать.

А в чем, собственно, подкуп? Еще в 2010 г. в Венгрии были приняты поправки к закону о гражданстве, которые упростили порядок предоставления гражданства этническим венграм в соседних странах. Орбан также считает, что в Украине местным венграм можно и должно иметь двойное гражданство, вопреки украинскому законодательству. Закон не закон, но по данным за прошлый год, около 94 тыс. закарпатских венгров соблазнил паспорт соседнего государства. А по состоянию на начало 2017 г., как пишет «Информатор», резидентов Венгрии насчитывалось уже 118 498. К тому же бонусом к гражданству является небольшая финансовая помощь в евро, которую можно оценить  почти в 12 млн евро в год на всех закарпатцев с венгерским паспортом. Купив этнических венгров и тех, кому удалось провернуть аферу с получением паспорта, Будапешт получает базис для обеспечения положительного результата на референдуме. А от автономии на Закарпатье рукой подать до присоединения к Венгрии.

Вот и получается, что венгерское гражданство – это уже заложенная мина, которая готова взорваться. Лишить его, гражданства то есть, закарпатцев Киев, конечно, не может. От венгерского паспорта его обладатель избавляется лишь добровольно после обращения с письменным заявлением к президенту Венгрии. Однако Украине по силам лишить украинского гражданства, а следовательно, и всех льгот и прав. С этой целью, напомним, президент Петр Порошенко 13 марта подал в Верховную Раду как неотложный законопроект, который автоматически лишает украинского паспорта обладателя гражданства другой страны. Законопроект «О внесении изменений в Закон «О гражданстве Украины» №6175 был зарегистрирован в Раде 15 марта. Но пока заморожен. Согласно сайту ВР 11 апреля его направили на доработку. Орбан, к слову, тогда был просто в ярости. Ну что же, судя по всему, как не прискорбно, пора снова вытащить на свет этот проект и все-таки принять. Раз уж в Будапеште не готовы к нормальному диалогу без истерик.

Сепаратизм справа, сепаратизм слева

Помимо этого, правительству следует пресекать и вообще не давать разрешения на акции, подобные той, которую задумали провести радикалы из «Йоббик» в Украине. Горький опыт уже есть. Сепаратизм Украине прекрасно знаком. Это и массовые акции в Харькове и Одессе, начавшиеся весной 2014 г. Ну, и об опыте Крыма, Донецка и Луганска и вовсе вспоминать не хочется.

Угроза сепаратизма никуда не делась. И к пророссийскому домешивается венгерский. Что примечательно, формула Будапешта максимально похожа на российский modus operandi. Конечно, нельзя утверждать, что Москва купила Будапешт, несмотря на то что лояльность Орбана по отношению к Путину не является секретом. О кремлевских яйцах в подобных гнездах по всей Европе в январе 2016 г. писала, к примеру, британская The Telegraph. Похоже, что Венгрия  научилась применять механизмы Кремля на практике. Так или иначе венгерский сепаратизм на Закарпатье, как и всегда, играет на руку РФ, ведь дестабилизирует Украину.

Кого в Европе допекли венгры

Опять-таки вполне вероятно, что праворадикалы и консерваторы Венгрии ведут собственную игру, ностальгируя над картами, подобными приведенной ниже.

Конфликт на почве гражданства наблюдается не только между Киевом и Будапештом. У венгров непростые отношения практически со всеми соседями, кроме разве что австрийцев. В Румынии им покоя не дает Трансильвания, которая до 1918 г. была частью Австро-Венгрии. Но Трианонский договор 1920 г. лишил Венгерское королевство 72% территории и населения. В Румынии, по большей части в Трансильвании, на сегодняшний день проживает порядка 1,5 млн венгров, или секуи (6,6% населения страны). Они используются Будапештом для продвижения идеи автономии.

Ранее ректор Университета Клуж-Напоки академик Иоан Аурел Поп рассказал, что весной 2017 г. кабинет Орбана создал спецотдел Trianon-100, который занят «антирумынской пропагандой» по случаю 100-летия румынской «оккупации» Трансильвании. А в Румынии это годовщина «Великого объединения», которая будет отмечаться в следующем году.

Зарятся венгры и на территории Словакии, с которой у них произошел вооруженный конфликт в конце марта 1939 г. Тогда Словакия потеряла полосу территории по линии Стакчин–Собранце. Она вернулась Словакии по окончании Второй мировой войны. А в 2010 г. после принятия Будапештом вышеупомянутого закона об упрощенной процедуре предоставления гражданства, вспыхнул новый конфликт со Словакией, где проживают 600 тыс. венгров (почти 10% населения). Братислава расценила это как угрозу нацбезопасности и ответила законом, подобный которому Порошенко подал в Раду.

Еще одна «жертва» имперских амбиций Венгрии — Сербия, где венгерское нацменьшинство является второй этногруппой в стране (в 2011 г. 253 тыс., или 3,5%). Там Будапешт прежде всего интересует Воеводина. И также разгоняет сепаратистские настроения, явно торопясь, ведь, по некоторым демографическим прогнозам, венгры Воеводины стремительно исчезают из-за низкого уровня рождаемости.

Еще можно упомянуть Словению, а точнее, историческую область Прекмурье, которая после Первой мировой от Венгрии отошла будущей Югославии — Королевству сербов, хорватов и словенцев. В Словении проживают около 6 тыс. венгров из 2 млн населения.

Трианонский реваншизм

Как видим, костью в горле адептов «Великой Венгрии» стоит Трианонский договор, заключенный со странами – победительницами в Первой мировой войне. Венгрия уже пыталась его пересмотреть во время Второй мировой. Та же Словакия. Не вышло. И сейчас четко просматривается намерение осуществить вторую попытку отобрать чужие земли, опираясь на диаспоры.

Только вот сама история оспаривает такую возможность. Очень многие, кто стремился вернуться к большой родине, становились изгнанниками. Например, судетские немцы, которых после Второй мировой депортировали, а область стала сугубо чешской. Или Восточная Пруссия, откуда тоже выгнали немцев. Знаком, к слову, этот опыт и Венгрии. Именно из Словакии, пусть и не масштабно, но после Второй мировой войны депортировали венгров. Как жаловался 12 апреля 2013 г. теперь уже бывший вице-премьер и экс-глава МИД Венгрии Тибор Наврачич, тогда указали на дверь 80 тыс. венгров.

Сегодня времена, конечно, не те, но зачем, спрашивается, моделировать подобные ситуации. Хотя Венгрия явно рассчитывает на успех, при этом хочет спрятаться под юбку Евросоюза. Нынешний министр иностранных дел Петер Сийярто 10 октября даже пригрозил Киеву санкциями от ЕС, если не будет отозван закон об образовании. Видимо, Будапешт надеется на то, что Брюссель своих в обиду не даст: дескать, «ху из» Украина, страна к востоку от блока, где идет война. Но только этот член ЕС, если так можно выразиться, паршивая овца Евросоюза. Еще не так давно венграм тоже грозили санкциями за попытки прикрыть Восточно-европейский университет Джорджа Сороса. А еще ранее за то, что Будапешт встал в позу с миграционными квотами и даже провел референдум. Так что король-то голый. Статус члена ЕС дает иллюзию некоего преимущества в споре с Украиной, но не само преимущество. А опираться лишь на иллюзию чревато неприятным сюрпризом.

Антивенгерская коалиция

При условии, что вторая сторона, то есть Украина, будет действовать грамотно и быстро. Хороший старт уже есть, когда МИД Украины оперативно направил ноту протеста в венгерское ведомство, дав понять, что акция «Йоббик» расценивается в Киеве как поддержка Будапештом сепаратизма. А 11 октября МИД на своей странице в Facebook проинформировал, что Климкин написал статью в ведущем венгерском издании Magyar Nemzet Online, в которой детально развенчал все мифы о пресловутом законе. На этом украинским дипломатам, конечно, нельзя останавливаться. Поскольку одной позиции Климкина будет недостаточно, а значит, фраза «Будапешт поддерживает сепаратизм» должна звучать на максимальном количестве различных площадок. Тем более что определенный опыт успешной дипломатической деятельности в Европе у Украины уже есть. Подспорьем же выступят аналогичные конфликты Венгрии со Словакией, Румынией и т. д. Главное, окончательно убедить соседей, что закон об образовании – не угроза для прав нацменьшинств, а потом сколотить де-факто антивенгерскую коалицию.


Владислав Гирман / Деловая столица
Поділіться цим