В среде оппозиции бытует мнение, что путинский режим вот-вот рухнет. К сожалению, более трезвый взгляд приводит к выводу, что режим имеет запас прочности как минимум на пару-тройку десятилетий.
Причина в том, что нынешний российский авторитаризм гораздо менее людоедский, чем советский тоталитаризм XX века. Сегодняшний авторитаризм, в отличие от коммунистической диктатуры прошлого века, не очень обременителен для рядового обывателя. Можно даже сказать, совсем не обременителен.
Сегодняшний постсоветский обыватель не живёт в страхе, не голодает, не страдает от всевозможных унизительных повинностей перед государством. Он может выезжать за границу без разрешения властей, он может смело критиковать Путина без боязни быть арестованным.
Он не обязан ходить на политинформации и субботники, не обязан публично обличать «предателей родины», не обязан ездить «на картошку», не обязан отчитываться перед партийными, профсоюзными или государственными чиновниками по поводу своей семейной жизни.
Он может смело носить любую причёску и любую одежду. Он может слушать западную и отечественную рок-музыку и свободно разговаривать с любыми иностранцами. Он даже может позволить себе экстравагантность в поведении, богатство и роскошь в быту, праздность в житейской сфере. Ему нет нужды стоять в длинных очередях за продуктами.
Глобализация даёт россиянину возможность пользоваться научными, технологическими и культурными достижениями Запада, что делает его жизнь счастливее, интереснее и богаче. А соц.сети позволяют ему «выпускать пар» недовольства.
Единственное, что ему не разрешается – это решать судьбу страны, а значит, и свою собственную судьбу.
В СССР, контроль над населением зиждился на страхе, а страх – это неприятное чувство, от которого человек всегда хочет избавиться. Избавиться же от страха можно было только уничтожив саму систему власти.
Но в современной России, в общем-то, нет страха – особенно у молодого поколения. После сотен голливудских фильмов, в которых герои смело бросают вызов чиновничеству, полиции, обществу, любой враждебной власти, трудно ожидать, что молодёжь вырастет в страхе и покорности.
Поэтому, в современной России контроль над человеком зиждется не на страхе, а на патриотизме, державности, национализме, приверженности «традиционным ценностям». А эти чувства, в отличие от страха, никак не тяготят обывателя. Наоборот, они согревают его душу.
Если россиянин смирится со своим рабским положением, забудет о чувстве собственного достоинства, и не будет беспокоить власть, то жить он может в российских условиях довольно счастливо. А это – гарантия долговечности нынешнего режима.
Сабиржан Бадретдинов / Facebook