Наверное, если люди не хотят жить в одной стране нужно дать им возможность отделиться? Или как?
Вот Косово отделилось. Хорошо ли это? Одни считают, что хорошо. Другие – что плохо. Опять же Крым…
Или, напротив, Чечня – не отделилась. Это хорошо? Мда… Смотря кому…
Во всей этой истории с сепаратистами (ирландскими, баскскими, абхазскими, осетинскими, курдскими, Лига Севера, южные штаты США, да и сами США, Индия и т.д. Перечислять можно до бесконечности) меня удивляет отсутствие единого подхода.
То есть вот бы человечество раз и навсегда решило: люди, которые выделяют себя в отдельную общность и даже называют себя нацией – имеют право на самоопределение и создание собственного государства. Или – нет, не имеют. И все. Дискуссия была бы закрыта.
Но нет! Каждый раз – новый подход. Придумываются мифические различия в ситуациях, чтобы воскликнуть: тут – другое дело! Тут есть резолюция, а тут – нет. Тут есть параграф, а здесь этот параграф по-другому сформулирован.
Одним можно отделяться, а другие и думать не моги. Одни борцы за независимость (Ганди, Вашингтон, Гарибальди), а другие – бандиты (тот же Дудаев, например)…
И, что меня больше всего удивляет: один и тот же человек считает, что вот эти (предположим – Донбасс) – могут отделяться, а другие (например, Чечня – нет).
Это как? Это все как-то глупо и неубедительно. Вроде после Косово решили, что право нации на самоопределение имеет приоритет над локальной конституцией.
Но тогда почему так тяжело двигается вопрос с Курдистаном? Или почему неочевиден вопрос с Абхазией? Где позиция ООН?
Что я думаю на этот счёт? Хрен его знает… Все-таки, наверное, надо людям дать право отделиться. Это же аналогично разводу. Если ты признаёшь за человеком право на развод, ты не можешь отнимать у группы людей право отделиться от государства, которое они считают чужим…
Вот сказал и сам понимаю, какой бардак сразу начнётся! Парад суверенитетов. Вплоть до Ханты-мансийской республики или вольного города Сан-Франциско…
Но ведь как-то разделились чехи и словаки. Без крика и стрельбы. Мирно и полюбовно. И до сих пор все у них хорошо. И любят друг друга…
Вот нельзя, чтобы везде так, а?
Альфред Кох / Facebook