Вчера стартовали совместные российско-белорусские военные учения «Запад-2017». В оборонном ведомстве Германии уже заявили, что реальная численность российских военнослужащих на этих учениях – более 100 тысяч человек, а указанные Россией данные в 12,7 тысяч военных – фиктивные. Так негативно на факт проведения этих учений реагирует не только Запад, но и Украина, пишет Андрей Цаплиенко для Нового времени.
Впрочем, подобная реакция вызвана даже не самими учениями, а тем, что Россия подтасовывает факты, предоставляет недостоверные данные о количестве военного персонала. По заявлению секретаря Совета национальной безопасности и обороны Александра Турчинова, для транспортировки военной техники россияне использовали около 7 тысяч единиц железнодорожных платформ. Одна платформа – это, как минимум, одна единица боевой и вспомогательной техники, доставленная к месту проведения учений. Достаточно провести несложный арифметический подсчет, чтобы понять, сколько реально техники и людей было направлено.
Движение российской техники в сторону Беларуси началось еще в первых числах августа. Я связывался с коллегами в России, не буду называть их имена, чтобы не подвергать опасности, и вот они сообщали, что российская техника перемещалась из Хабаровска, Владивостока, Сибири. Эшелоны следовали не только в сторону Беларуси. Замечено усиление российской военной группировки возле границ Украину. Это Ростовская область, Воронежская, то есть в 30-40 километрах от границы Украины.
Согласно международным документам, если количество военного персонала, привлекаемого на учения, превышает 13 тысяч человек, на обязательной основе в этих учениях задействуют международных наблюдателей. Без них проводить маневры ни в коем случае нельзя. В данном случае Кремль заявляет о цифре в 12,7 тысяч военнослужащих. То есть это тот вариант, когда они могут пригласить наблюдателей, а могут и не делать этого. Либо пригласить наблюдателей на какую-то одну локацию, тогда как маневры пройдут на 6 белорусских полигонах и территории, прилегающей к одному из населенных пунктов.
По характеру техники и специфики подразделений можно понять, являются ли учения оборонными или все-таки наступательными. Здесь есть нюанс. По легенде, российско-белорусская группировка обороняется от агрессивной страны Вейшнория, которая пользуется поддержкой западных стран и организовывает вторжение на территорию Беларуси. Это условный противник. То есть начало операции якобы оборонное. Но затем, согласно легенде учений, следует контрнаступление и попытка «пробить» коридор, который, возможно, свяжет Беларусь и Калининградскую область России. И в этом коридоре как бы случайно оказались страны Прибалтики. Разве можно назвать такие действия обороной? Или все-таки их следует рассматривать как наступление? И таких моментов, заставляющих нас нервничать, довольно много.
И все же, по моему мнению как репортера, группировка, сформированная накануне этих учений, имеет недостаточную мощь, чтобы ударить по Украине. Маловероятно, что готовится наступление. Хотя стоит обратить внимание на тот факт, что на восточных границах Украины уже находится группировка в 150 тысяч российских военных. Еще одну – подтянули на север. Получается, что Россия постепенно, шаг за шагом, формирует наступательную группировку, проводя сначала одни учения, потом другие, оставляя людей, оставляя технику, формируя военные лагеря и базы на постоянной основе. Они просто окружают нас войсками, которые, в теории, а может и на практике, будут готовы проводить наступательные действия. Может быть не сейчас, но в обозримом будущем. И я не сомневаюсь, что Генштаб Украины понимает, что происходит на самом деле.
Наши противники никогда не действуют таким образом, чтобы достигалась одна цель. Россия нацелена на то, чтобы срабатывало сразу несколько «повесток». Сейчас для Беларуси сложилась уникальная ситуация, когда открылось «окно возможностей» для того, чтобы наладить контакт с Западом. И главное, на это появилась воля белорусской элиты. Но, к сожалению, Россия по-прежнему имеет большое влияние на Минск, и на военную белорусскую компоненту, в частности. И в Кремле понимают, что для них закрывается «окно возможностей», чтобы удержать Беларусь в своей орбите. Поэтому цель учений «Запад-2017» в том, чтобы оставить свои войска в Беларуси, чтобы не допустить дрейфа Минска в сторону Запада, а вторая задача – сформировать наступательную группировку по периметру Украины.