п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Украина и миф Кремля о «вежливом солдате» Россия применяет новые формы пропагандистских манипуляций, предназначенных предоставить отвратительным действиям благородный вид

Российский колониализм имеет одну особенность, которую осветил Мирослав Шкандрий в работе «В объятиях империи: Российская и украинская литературы новейшего времени» (К., 2004). Присоединяя к империи силой оружия соседние территории и порабощая народы, их населяющие, россияне при этом хотят, чтобы их любили, пишет Лариса Масенко для Радио Свобода.

В российском обществе в XIX столетии бытовало убеждение, что российская экспансия не была насильственной, что русский язык, как и российское государство, имеют какую-то уникальную силу, делающую его чрезвычайно привлекательным для других народов. Славянофил Михаил Погодин противопоставлял Российскую империю, которая расширялась будто бы без принуждения, а по приглашению других народов, западным государствам: «Наше государство основано на любви, а западные ‒ на ненависти».

Евразийская концепция «братских народов» Российской империи

​В среде российских теоретиков евразийства, эмигрировавших за границу, сложилась концепция «братских народов» Российской империи, где якобы не было «высших» или «низших» народов и «взаимное притяжение было сильнее, чем отталкивание». В 1920-1930-х годах лозунг «братства народов» стал неотъемлемой риторической фигурой советского пропагандистского дискурса.

Популяризации мифа о «братском» отношении России к другим народам способствовали события Второй мировой войны и роль Советского Союза в победе над гитлеровской Германией. Это позволило московскому агитпропу представить миру Красную армию как армию-освободительницу, хотя на самом деле она принесла странам Центральной Европы, лицемерно названным эвфемизмом «страны народной демократии», не свободу, а подневольную зависимость от советской империи.

Нынешние проекты «братского» поглощения Украины

Лицемерная риторика «братства народов» продолжает фигурировать и в нынешних проектах поглощения украинской территории, которые российские спецслужбы начали разрабатывать вскоре после образования Украинского государства.

Так, в 1998 году в газете Вячеслава Черновола «Время» был опубликован документ «Концептуальные положения стратегии противодействия основным внешним угрозам национальной безопасности Российской Федерации», разработанный в октябре 1995 года московским институтом оборонных исследований. В нем говорилось: «В целом следует ожидать, что через 3-5 лет экономика Украины подойдет к окончательному краху, республика вполне вероятно развалится. В этих условиях ее восточная и южная части, очевидно, выразят желание добровольно воссоединиться с Россией. Понимая это, Запад и националистические силы Западной Украины могут попробовать спровоцировать конфликт между Россией и Украиной. Поводом может стать Крым. Цель ‒ поссорить два народа, посеять между ними ненависть… и сделать тем самым невозможным любое воссоединение России и Украины в будущем».

​Надежды Москвы на быстрый распад Украины не оправдались, но слабость государства, в частности его неспособность защитить свое информационно-культурное поле, дала российским спецслужбам большие возможности для подрывной работы внутри страны.

При президентстве Януковича Россия, казалось, уже почти достигла цели реинтеграции Украины, но ее осуществлению помешала Революция Достоинства, доказавшая, что украинцы не хотят возвращаться в «братские» объятия, выбрав европейскую модель цивилизации.

Оккупировав Крым сразу после бегства Януковича, Россия нарушила подписанный ею же в 1994 году «Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия», а также международные соглашения по сохранению безопасности и мира, заключенные после Второй мировой войны.

Агрессивные действия Москвы в Крыму и на Донбассе не имеют никакого оправдания. Кажется, их наглость и цинизм совершенно очевидны и никакому опровержению не поддаются.

Но и здесь Россия применяет свою традиционную практику обмана, изобретя новые формы пропагандистских манипуляций, предназначенных предоставить отвратительным действиям благородный вид.

Слоган «Вежливые люди» как новый символ Вооруженных сил России

Тактическим приемом маскировки противоправных действий военного захвата чужой территории стала придуманная спецслужбами и реализованная в Крыму игра в «вежливых людей». Как сообщает российская Википедия, слоган «вежливые люди», а также «зеленые человечки» ‒ это эвфемизмы для обозначения военных Вооруженных сил Российской Федерации, которые в 2014 году в камуфляжной форме без опознавательных знаков блокировали стратегические объекты в Крыму во время «присоединения» полуострова к России.

О том, что сюжет о «вежливых людях» разработали военные стратеги, свидетельствует заявление министра обороны России Сергея Шойгу, которое он сделал 17 апреля 2014 года: «Относительно утверждений об использовании российского спецназа в событиях на Украине, то скажу лишь одно ‒ трудно искать черную кошку в темной комнате, особенно когда ее там нет. Это тем более нелепо, если эта кошка умная, смелая и вежливая».

Сразу после оккупации Крыма была написана песня «Вежливые люди». Ее исполнил Академический ансамбль Российской армии имени А.Александрова как гимн, посвященный «воссоединению» Крыма с Россией. Песня начинается такими словами:

«Вежливые люди с вежливым видом

Вежливо смотрят, вежливо просят.

Просто стоят они вежливо рядом,

Просто оружие вежливо носят».

Эксперты считают, что слоган «Вежливые люди» превращается в новый символ Вооруженных сил России, а российские филологи объясняют его популярность комическим эффектом, заложенным в определении «вежливые» относительно вооруженных сил.

Слоган получил огромную популярность в России и на оккупированных ею украинских территориях. Местные власти Бахчисарая в апреле 2014 года приняли решение установить в городе памятник вежливому солдату, а в Симферополе такой памятник уже открыли в июне 2016 года. В мае Министерство обороны России объявило запуск линии одежды под брендом «Вежливые люди».

На территории, подконтрольной сейчас группировке «ЛНР», с 2016 года выходит детский журнал «Вежливые человечки». Итак, детей на оккупированной украинской территории воспитывают в уважении и любви к «вежливым» российским воинам, хотя на Донбассе они не только «вежливо» носят оружие, но и используют его по назначению. Однако детям объясняют, что российские военные «хорошие», а разрушают их города и села и убивают мирных людей «плохие» украинские «фашисты».

Миф о «вежливых людях» в военной форме и его популярность в России свидетельствуют о том, что это государство не собирается отказываться от своих неоимперских претензий на владение территорией в пределах бывшего СССР, и о том, что Россия продолжает жить в атмосфере лжи.

Будущее покажет, сбудется ли предсказание историка Олега Панфилова, который считает, что ложь развалила Советский Союз и что она же развалит и Российскую Федерацию.


Наша Рада
Поділіться цим