понеділок, 25 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Ждите ответа, гады. Чем Россия может угрожать Румынии Москва будет пакостить Бухаресту, активизировав проводимые сейчас информационно-диверсионные кампании

Вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин пообещал отомстить Румынии за то, что власти этой страны не пропустили самолет, на котором он летел в Кишинев. «Ждите ответа, гады», написал он сразу после инцидента в Твиттере, – пишет Игорь Соловей для LB.ua. – Какой же ответ Москва может приготовить Бухаресту?

Рогозин, который находится под санкциями ЕС, собирался прилететь в Кишинев, а затем отправиться в непризнанное Приднестровье на празднование 25-летия начала «миротворческой операции». Официально Рогозина пригласил президент Молдовы Игорь Додон, который тоже собирался с российским политиком поехать в Тирасполь.

Накануне поездки российский чиновник обещал прилететь в Кишинев на военном самолете, но из-за его высказываний в Молдове поднялся большой скандал. В итоге 28 июля Рогозин полетел регулярным рейсом авиакомпании S7, вместе с другими пассажирами. Российский чиновник поступил традиционно «по-гибридному» (как советовал президент России Путин), а именно стоя «за спинами женщин и детей».

Но на границе с Румынией румынские власти отказались пропустить самолет с чиновником, который находится под европейскими санкциями. В итоге лайнер развернулся и сел в Минске. Дмитрий Рогозин после этого написал твит: «Ждите ответа, гады».

Такое решение Румынии, надо признать, сугубо политическое. Ведь ранее Рогозин уже летал этим маршрутом (правда, чартером) и официальный Бухарест не препятствовал этому. «Режим санкций, установленный на уровне ЕС Решением 2014/145/PESC Совета от 17 марта 2014 года, об ограничительных мерах в отношении лиц, действия которых подрывают или ставят под угрозу территориальную целостность, суверенитет и независимость Украины, не запрещает перелет через воздушное пространство стран ЕС лицам, включенным в список санкций, которые путешествуют на борту чартерных рейсов», заявил МИД Румынии 23 декабря 2016 года.

Видимо, в Бухаресте заметили особенность данного российского чиновника: те страны, которые курирует он или его соратники, первыми сталкиваются с проблемами межэтнических конфликтов и целостности страны (Сербия, Молдова), переворотов (Черногория) и даже открытых войн (Украина).

Но точно таким же политическим, при чем вызывающе демонстративным, был и последний визит Рогозина. Целый вице-премьер ехал праздновать фактически оккупацию одного из регионов Молдовы, которая не только ментально и исторически близка Румынии, но и граничит теперь с этой страной-членом НАТО.

Отказ же (решение о котором принято на самом высшем уровне руководства) Рогозину в возможности попиариться на чувствительном для Румынии вопросе можно трактовать как сигнал – Молдова и Приднестровье не исчезли с радаров внешней политики Бухареста.

Чем может ответить Россия?

Начнем с того, что Румыния, которая обладает стратегическим географическим положением и американскими военными объектами на своей территории, а также является на данный момент наиболее лояльным членом НАТО и ЕС в регионе, беспокоит Москву.

Правда, несмотря на такие обстоятельства Румыния находилась на обочине российской внешней и экономической политики. И именно из-за низкого уровня контактов и возможности Москвы немедленно наказать Румынию за сорванный имиджевый тур Дмитрия Рогозина более чем ограничены.

Во-первых, из-за отсутствия общих границ. Во-вторых, из-за очень невысокого уровня торгово-экономических отношений между странами.

В-третьих, Румыния уже страна НАТО – а это уже другой уровень рисков в случае развития конфликта.

Максимум на что будут пригодны российские власти – объявить какие-то символические персональные санкции к непосредственным исполнителям данного решения в авиационной сфере. Так, сугубо для сохранения лица.

Поэтому словесные угрозы Рогозина следует воспринимать как эмоциональную реакцию не совсем уравновешенного (а может и не совсем трезвого в момент написания твита) политика. Правда, политика страны с ядерным оружием.

Дополнительным подтверждением тому может служить хотя бы тот факт, что через несколько дней после инцидента высокопоставленный чиновник удалил все твиты о своем конфликте с румынскими властями. Также стерты все его сообщения о планах по поездке в Молдову. Рогозин даже стер обращение к сотруднице «Первого канала», которая летела тем же рейсом – он назвал ее «пятой колонной».

В долгосрочной же перспективе Москва будет пакостить Румынии, активизировав проводимые сейчас информационно-диверсионные кампании.

Для этого будут активнее использоваться существующие в Румынии политики и бизнесмены, имеющие в РФ бизнес интересы.

Также любимый «конек» Кремля – спекуляции на этническом вопросе. Для Румынии с ее значительным многообразием этнических сообществ и национальностей, часть из которых отстаивает сепаратистские настроения, вопрос более чем актуальный.

Кроме того, традиционные «союзники» России в любой стране – недовольные членством в ЕС и в НАТО. Определенное количество таких граждан есть и в Румынии.

Обычный инструментарий такой работы – СМИ и социальные сети. В частности, в румынском сегменте Facebook существует около 20 пророссийских групп (в них насчитывается более 50 тыс. участников), через которые и осуществляется распространение пророссийской информации, идей и ценностей т.н. «русского мира», внушается положительный образ российской армии как «миротворческого инструмента», а также распространяются идеи о «непобедимости» российских военнослужащих.

Также через эти группы собирается информация о тех гражданах Румынии, которые проявляют недовольство внутренней и внешней политикой государства. Здесь даже вербуются румыны для участия в террористических группировках на территории Сирии и на востоке Украины. Например, ряды террористов в Луганской и Донецкой областях пополнили несколько жителей румынского города Сучава.

Кроме публичных инструментов (СМИ и соцсетей) российская сторона для дестабилизации ситуации в Румынии и распространения идей «русского мира» также активно использует отдельные этнические группы этой страны. В первую очередь, это русины и липованы (российские старообрядцы, которые после церковных реформ Никона в 17-18 веке бежали на территорию Молдавского княжества и Буковины. В Румынии они считаются отдельной этнической общностью).

С ними «работают», подпитывая антирумынскую настроенность, лично сотрудники дипломатических учреждений России в Румынии: посольства в Бухаресте и Генерального консульства в Констанце.

Они выделяют средства на проведение в Румынии культурных мероприятий, в ходе которых активно пропагандируются идеи «русского мира», а также на организацию визитов представителей липован и русинов в Россию.

Но особую угрозу национальной безопасности Румынии составляет деятельность граждан страны из числа венгерского национального меньшинства. Они на законных основаниях входят в органы государственной власти Румынии и многие откровенно демонстрируют свою приверженность к политике Венгрии. А она, как известно, благодаря своему премьеру-русофилу Виктору Орбану отмечается излишней лояльностью даже к откровенно деструктивным действиям Кремля.

Чтобы Бухаресту эффективно противодействовать российскому влиянию, Румыния должна быть бдительной к фейковым новостям, попыткам посеять панику и враждебность среди населения. Экстремистские организации, которые легко поддаются манипуляции и могут быть подкупленными российскими агентами, должны находиться под контролем государственных органов. Одновременно с этим следует контролировать отношения правительства и политиков с российскими деньгами – чтобы избежать сценария соседних восточноевропейских стран.



Поділіться цим