п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Зачем Луценко программирует на осень правительственный кризис Следственные действия Генпрокуратуры в отношении министра финансов Данилюка могут привести к срыву бюджетного процесса

В начале июля генпрокурор Юрий Луценко анонсировал открытие уголовных производств в отношении некоторых министров нынешнего правительства. И вот стала известна фамилия первого (и, скорее всего, последнего) чиновника, попавшего под каток следствия, – пишет Игорь Петренко для Depo.ua. – Стало известно, что ГПУ проводит проверку министра финансов Александра Данилюка по делу о возможном уклонении от уплаты налогов. Эксперты отмечают: это дело рискует привести к крайне негативным последствиям для функционирования правительства и системы власти вообще.

Во-первых, Украина сейчас входит в традиционно чрезвычайно сложный бюджетный процесс. Так, до 15 сентября Кабмин должен внести в Верховную Раду проект бюджета-2018, который собственно и готовит сейчас Минфин. Можно не сомневаться, что расследование ГПУ по Данилюку подготовку точно не ускорит. Тем более, министр вполне может попытаться использовать действия следователей в качестве своей защиты, заявляя об умышленном срыве бюджетного процесса.

Во-вторых, следует понимать, почему именно Данилюк попал под удар. Он находится в достаточно давнем конфликте с главой парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Ниной Южаниной. Последняя, ​​как известно, в свое время считалась одним из главных претендентов на должность министра финансов, а когда это кресло занял Данилюк, Южанина стала одним из главных парламентских критиков Минфина.

И на Банковой, откуда Данилюк пришел в правительство, он никогда не был «своим» человеком. Нет у него поддержки и в других органах власти. В частности, сомнительно, что министр сможет рассчитывать на дружеское плечо парламентариев. Говорят, что Южанина лишила главу Минфина любых возможностей работать с президентской фракцией.

К чему это может привести? Сейчас дело идет к опасности появления в правительстве очередной серьезной кадровой дыры. Так, без министра после добровольной отставки Юрия Стеця осталось Мининформполитикы. Уже больше года нет главы в Министерстве здравоохранения, где работает третья по счету и.о. министра Ульяна Супрун. Не стоит забывать и о Министерстве аграрной политики, которое после заявления об увольнении оставил Тарас Кутовой. В случае же увольнения еще и Данилюка некомплект достигнет четырех министров. Это не приведет к параличу правительства, но к кризисным явлениям приведет точно.

Конечно, очень хорошо, что ГПУ демонстрирует работу. Но здесь уместно напомнить: Данилюк никогда и не скрывал, что он далеко не бедный человек, его семья живет не где-нибудь, а в Лондоне. То есть, возможность проверить его на предмет уклонения от уплаты налогов была раньше, и руки до этого почему-то дошли только сейчас. К тому же, очень сомнительно, что удастся довести дело до суда.

Учитывая это, нужно понимать последствия. Близкие – Данилюк ходит на допросы, или вообще уволится от греха подальше, чтобы выйти из-под прессинга следователей. В таком случае ГПУ запишет себе это в заслугу в борьбе с незаконными доходами чиновников. В среднесрочной перспективе данная история – реальная угроза бюджетному процессу. А вот дальние ее последствия – правительство будет находиться в состоянии турбулентности.

Вместе с неустойчивым парламентским большинством, которое с сентября ожидают новые испытания с удовлетворением представлений Генпрокуратуры на коллег-депутатов и другие политические стрессы, связанные с подготовкой к предстоящим выборам, будем иметь ситуацию подвешенности в Раде как правительственных законодательных инициатив, так и нежелание парламентариев закрывать кадровые вакансии в Кабмине. А это – серьезная опасность разбалансированности государственной системы.



Поділіться цим