Не секрет, что после 24 февраля зависимость Путина от Эрдогана усилилась. Фактически Турция играет роль посредника между Россией и коллективным Западом, включая Украину. Одним из проявлений этой роли как раз и стал подписанный в Стамбуле 22 июля документ под названием «Инициатива о безопасной транспортировке зерна и продуктов питания из украинских портов». Первым пунктом там записано, что «сторонами этой Инициативы являются Турция, Россия и Украина по предложению генерального секретаря ООН».
Турция получила от этого соглашения целый ряд выгод, как геополитических, так и экономических. В частности, она заработала себе имидж чуть ли не спасителя человечества от глобального продовольственного кризиса, укрепила свои позиции в Черноморском регионе. И заодно получила возможность приобретать украинское зерно с большой скидкой не только для собственных нужд, но и для перепродажи. «Часть зерна, которое заходит в Турцию, перерабатывается и продается в Африку и Азию», — констатировал 13 октября на онлайн-брифинге посол Украины в Турции Василий Боднар.
В документе, подписанном в Стамбуле, записано, что срок его действия — 120 дней, и он автоматически продлевается, если ни одна из сторон не против. Таким образом, соглашение должно действовать, как минимум, до 19 ноября — на эту дату приходится 120 дней от 22 июля. И никакого досрочного прекращения или временной приостановки там не предусмотрено.
Однако 29 октября Россия заявила, что «приостанавливает участие в реализации» зернового соглашения якобы из-за «теракта» в Севастопольской бухте против кораблей Черноморского флота РФ. Возможно, хозяин Кремля просто-напросто вышел из себя, узнав новости из Севастополя. Или же он решил, что обязан дать какой-то ответ на эту демонстрацию Киевом своей силы, — и не придумал ничего лучшего, чем отыграться на зерновом соглашении.
Так или иначе, но при этом Путин абсолютно проигнорировал интересы Эрдогана. Сгоряча это было сделано или специально — это, в общем-то, неважно. Важно то, что со стороны Москвы это был весьма недружественный шаг по отношению к Анкаре, без какого-либо повода с турецкой стороны.
Как Путин угодил в собственную ловушку
Стоит подчеркнуть, что украинская сторона тоже никоим образом не нарушила своих обязательств по зерновому соглашению. Иначе кремлевская пропаганда за эти четыре дня уже захлебнулась бы в желчи, цитируя пункты соглашения, над которыми Украина якобы надругалась. И Эрдоган, кстати, тоже наверняка не оставил бы без внимания украинские нарушения, если бы таковые действительно произошли.
Знающие люди говорят, что на этапе подготовки трехсторонней Инициативы обсуждалась возможность включить в документ взаимные обязательства России и Украины насчет ЧФ РФ: чтобы Россия на время действия зернового соглашения обязалась не использовать ЧФ для атак по украинской территории, а Украина, в свою очередь, обязалась не атаковать ЧФ. Такая договоренность была бы, конечно, логичной с точки зрения безопасности зернового коридора.
Но Путин отказался от этого варианта. По-видимому, он считал, что создал ловушку для Украины. Дескать, зерновой коридор послужит отличным прикрытием для кораблей и подводных лодок ЧФ, чтобы они могли по-прежнему безнаказанно наносить ракетные удары по украинским городам и объектам инфраструктуры.
А в результате оказалось, что это ловушка для Путина. Украина, подписав зерновое соглашение, никоим образом не связала себе руки для актов возмездия по ЧФ РФ. И 29 октября эта возможность была использована прямо в Севастопольской бухте.
Почему Путин испугался Эрдогана
Когда Москва объявила о прекращении реализации зернового соглашения, всем игрокам было интересно, как ответит Анкара. У Эрдогана было два варианта: или смириться с демаршем Путина и констатировать, что зерновое соглашение больше не работает, или, наоборот, проигнорировать этот демарш и подтвердить, что зерновое соглашение по-прежнему действует (по крайней мере до 19 ноября). Эрдоган выбрал второй вариант. Это означало, что он берет ответственность за безопасность зернового коридора на себя.
30 октября пресс-служба ООН сообщила, что Украина, Турция и ООН согласовали движение судов по зерновому коридору на 31 октября и уведомили об этом Россию. Таким образом, гарантии безопасности со стороны России оказались попросту не нужны. Для работы коридора хватило гарантий от турецкого военного флота. 31 октября 12 судов вышли в море из портов «Одесса», «Черноморск» и «Южный». Это 354,5 тыс. тонн зерна для стран Африки, Азии и Европы. И турецкие корабли спокойно их проконвоировали через Черное море. Никаких эксцессов со стороны России не произошло.
1 ноября министр обороны Турции Хулуси Акар подтвердил, что турецкие сухогрузы не имеют проблем с выходом из черноморских портов Украины и продолжат это делать. «Мы довели до наших коллег, что всем надо быть внимательными в части безопасности зернового коридора, избегать помех и провокаций», — сообщил он после того, как дважды за два дня поговорил с министром обороны России Сергеем Шойгу. Позиция Турции, подчеркнул Акар, заключается в том, что поставки зерна и российско-украинскую войну «следует рассматривать отдельно».
И Москва была вынуждена вернуть все назад. 2 ноября минобороны РФ сообщило, что благодаря участию ООН, а также содействию Турции «удалось получить необходимые письменные гарантии со стороны Украины, направленные в Совместный координационный центр 1 ноября 2022 года», о неиспользовании гуманитарного коридора и украинских портов «Одесса», «Черноморск» и «Южный» для ведения боевых действий против РФ. «Российская Федерация считает, что полученные гарантии на данный момент представляются достаточными, и возобновляет реализацию соглашения», — говорится в сообщении.
На самом деле «письменные гарантии со стороны Украины» — это всего лишь бумажка, которая не содержит никаких новых обязательств Киева. Украина и дальше сможет спокойно карать ЧФ РФ хоть с воздуха, хоть с моря. И, как и раньше, для этого будет не нужен зерновой коридор.
Реально Путин попросту испугался. Он уже выставил себя на посмешище. Весь мир увидел, что зерновой коридор действует под защитой Эрдогана, который смеется над угрозами из Кремля. Если бы Путин продолжал упорствовать, то ему пришлось бы переходить от слов к делу, то есть подкреплять свои угрозы какими-то действиями.
Но у Москвы в запасе фактически нет никаких мер воздействия на Анкару. Точнее, есть, но только такие, которые больно ударят по самой России. Когда-то давно, помнится, Путин мстил Эрдогану тем, что давил в России турецкие помидоры. Но сейчас он не способен пойти даже на такой шаг, ибо, как уже было сказано, его зависимость от Эрдогана после 24 февраля сильно возросла. Если Москва захочет как-то наказать Анкару, в ответ Турция может всего лишь перестать служить каналом для серого импорта, поступающего в Россию, и вместо этого присоединиться к санкциям против России, которые были введены всеми остальными членами НАТО. Так что у Путина не было другого выбора, кроме как изобразить глубочайшее удовлетворение от «письменных гарантий со стороны Украины» и вернуться к исполнению своих обязательств перед Эрдоганом.
Юрий Вишневский / Деловая столица