На них есть несколько правильных вариантов ответа, но основной среди них один – эта бумага нужна Кремлю, чтобы Путин мог показать ее 4 февраля Си Цзиньпину в Пекине. Без такой бумаги его визит в Пекин теряет почти всякий смысл. Отсюда и нервозная спешка.
В Пекине не верят и не доверяют «северным варварам» из Московии. Логика китайцев выглядит приблизительно так. Вы предлагаете нам активно выступить вместе с вами единым фронтом против США и НАТО. Допустим, мы согласимся, но у нас есть веские причины для сомнений, что вы искренни в своем предложении.
Во-первых, вы, «северные варвары», до 2018 г. не считали нас ровней себе. Ваши СМИ и пропаганда до 2018 г. постоянно твердили о двухполярном мире, в котором есть только две великие державы: вы и США. Нас такой державой вы не считали. Мы позитивно оцениваем тот факт, что с 2018 г. это утверждение полностью исчезло из ваших СМИ, и было заменено на более приемлемую формулу о многополярном мире. Но прошло еще очень мало времени, и вы еще не отдали должную дань почтения великому китайскому народу, вставшему с колен и уверенно смотрящему в свое светлое будущее. Поэтому вам следует еще много поработать в этом направлении.
Во-вторых, с 1994 и до 2014 г. вы говорили о желании РФ вступить в НАТО и в ЕС. У вас было много разных договоров с НАТО и США. Вы обменивались с НАТО наблюдателями на военных учениях, а теперь вы сделали крутой разворот в сторону войны с США и хотите нас в нее втянуть. Почему мы должны вам верить и не считать все это имитацией и сговором вас с США против нас? Ваша история изобилует такими поворотами. Сначала вы объявляете войну миру капитала и говорите о мировой пролетарской революции, но через несколько лет стремитесь любой ценой добиться у них признания СССР и заключить торговые договора с ними. Вы просите о признании даже Муссолини и одновременно называете фашистов своим главным врагом. Вы объявляете своим врагом Гитлера, а через шесть лет подписываете с ним договор о дружбе и делите на двоих Европу. Вы готовитесь вместе с ним бомбить Лондон, но через два года Великобритания ваш друг и союзник. Вы ругали нас ревизионистам, которые исказили и предали марксизм, но в 1991 г. вы распустили КПСС и отменили изучение Маркса в школах и институтах. Вся ваша политика очень нестабильна и ненадежна.
В Пекине охотно верят в то, что в Москве не любят и не уважают американцев, «северные варвары» никого не уважают, но серьезно подозревают: сейчас РФ может играть вместе с США против них. Основания для таких подозрений у Пекина есть и без длинных экскурсов в историю Московии-России. Не так давно тема союза РФ и США против Китая обсуждалась в мировых и российских СМИ пока её не вытеснили тема пандемии и конфликта Москвы с так называемым «коллективным Западом».
Идея о новой Ялте, где «вечный» Путин разделит мир на двоих с очередным президентом США никуда не делась до сих пор. Более того, демонстративное игнорирование Кремлем в нынешней истории с ультиматумами всех стран НАТО, кроме США, и его желание вести дела и переговоры только с США, а не со всем НАТО, лишь укрепляет такие подозрения в Пекине. То, что у российских элит и пропагандистов на Западе деньги, дети, квартиры, виллы и активы тоже не убеждает китайцев, что русские всерьез собрались воевать с США и НАТО. Когда русские обижаются, что их дипломатов пачками высылают из США и ЕС, вместо того, чтобы самим отзывать их, это только укрепляет подозрения китайцев, что все это «белый шум», чтобы их обмануть. Финансовая зависимость РФ от стран НАТО как поставщика газа, нефти и другого сырья, для ухода от которой Москва за восемь лет ничего не сделала, у китайцев может вызывать только недоумение. То, с каким упорством Кремль добивается сертификации «Северного потока-2», свидетельствует скорее о желании продавать газ НАТО, чем воевать с ним.
Перечисление таких нестыковок можно продолжать долго, а пиар-акции по уничтожению в РФ сыра и мяса, произведенного в ЕС, явно неспособны заслонить в глазах китайцев весь список фактов, говорящих об обратном. Китайские коммунисты сами крупные специалисты в организации пропагандистских акций, чтобы верить в такую показуху Москвы.
В результате в Пекине сформировалось стойкое мнение, что Москва ведёт двойную игру, в ходе которой стремится втянуть его в острый конфликт с США и ЕС, а сама хочет под этот шумок решить с США какие-то свои мелкие проблемы. Например, получить от США в знак благодарности что-то вроде полупризнания ими Крыма частью РФ, как это было со странами Балтии в составе СССР.
У Пекина нет иллюзий как относятся к Китаю в странах, соседних с ним, и вдруг Москва энергично лезет к нему с объятиями и поцелуями. Это подозрительно само по себе. Если бы так делала Северная Корея, всё было бы понятно: очень кушать хочется. Но Москве хочется не кушать, а воевать с США и ЕС. Это вдвойне подозрительно. Вдобавок неудобно, так как Китай не граничит с США и ЕС. Китаю вообще безразлично далёкое НАТО. Он даже не член ОБСЕ, в отличие от Монголии. Китай по-своему самодостаточен и у него свои проблемы.
В Пекине понимают, если Москва действительно собралась воевать с НАТО, то она хочет его использовать и втянуть в экономическую или более широко – в гибридную войну с США и ЕС. О прямой войне с ними речи быть не может. В Пекине понимают, Москве нужны от него не только гарантии, что Китай не попытается во время неё отнять у «северных варваров» какие-то территории, но и разностороння поддержка – от кредитов и товаров до передачи ей в пользование китайской диаспоры в США и ЕС для спецопераций.
Но в Пекине также подозревают, что московские мальчиши-плохиши могли продаться за сто сортов варенья и печенья буржуинам, чтобы погубить последний оплот коммунизма на планете. У Пекина есть веские основания полагать, что РФ в сговоре с США хочет втянуть его в такую гибридную войну, в которой от китайского «экономическую чуда» камня на камне не останется. Закрытие китайским товарам входа на рынки США и ЕС обернётся для Пекина и его Компартии социально-экономической катастрофой и её уходом из политики. Это Пекину не Литву наказывать разрывом торговли за признание Тайваня. Коммунисты после торговых войн имени Трампа поняли, что могут оказаться в ситуации, когда китайцам придётся самим потреблять всё, что они производят. Тогда в Китае возникнет затоваривание еще большее, чем было в СССР, поскольку отечественное может и самое лучшее, но оно или никому не нужно, или все стремятся заменить его импортным.
Открытие в ноябре в Литве представительства Тайваня, де-факто его посольства, а также та дружная поддержка, которую США и ЕС оказали Вильнюсу в ответ на китайские санкции, должны были вызвать у Пекина еще большие подозрения, что Москва может играть в одной команде с Западом против него. Призыв в конце декабря одного из эстонских политиков, что его страна должна свернуть все дела с Китаем, мог ещё больше насторожить Пекин, так как появился после ультиматумов Кремля к НАТО. Складывается интересная картина: Литва и Эстония опасаются в любой момент российского вторжения, но входят в конфликт с Китаем, в отличие от Украины, отозвавшей свою подпись в защиту уйгуров.
Итак, у Пекина есть множество реальных причин подозревать Москву в двойной игре, и это безотносительно всей истории отношений Китая с ней. Эту подозрительность усиливает тот факт, что «обнуленный» Путин может в любой момент обнулиться по-настоящему. Тогда в Москве будет новый царь и обнуление всей ее политики, а Китай как дурак останется один экономически воевать с США и ЕС. Пекину такое ни к чему. Возможности обнулить Путина и посмотреть, обнулится или нет после его смерти политика Москвы, у Китая нет. В итоге у Пекина есть только глубокое недоверие к Москве и подозрения её в «многоходовочках».
У Москвы есть столь же глубокое желание заполучить Китай в союзники. Для этого ей надо максимально отвести от себя все его подозрения. Поэтому в Кремле решили взять в Белом доме справку с печатью и подписью Байдена, что США и РФ находятся в состоянии если не войны, то как-бы войны, и отправить Путина в Пекин предъявить её Си Цзиньпину. Из-за этого такая спешка. Всё должно выглядеть естественно: Путин прилетает посмотреть на Олимпиаду по приглашению Си Цзиньпина в пику странам-бойкотистам, и как бы между делом показывает ему справку от Байдена, что он враг мира и США. Подписи лидеров ЕС на справке не нужны, так как Китай с ЕС воевать не будет, сколько его об этом не проси. Если бы Москва пошла прямым путём: взяла справку у Байдена и через неделю отправила бы Путина с ней в официальный визит в Пекин, то там это лишь усилило бы подозрения, что она сговорилась с Вашингтоном.
Главная проблема Кремля: в Белом доме такие справки выдают только после объявления войны США, странам НАТО или хотя бы Украине. Но в Москве боятся объявить войну не только США, но даже Украине. Поэтому в Кремле сейчас и родилась идея объявить Азарова правительством не в отставке, а в изгнании, дать ему войск, отправить воевать с Украиной, назвать это гражданской войной и оформить как войну Украины с Украиной. В Кремле с гораздо большим удовольствием оформили бы это как войну Малороссии или Новороссии с Украиной, но не могут объяснить, кто такие эти Новороссия с Малороссией и откуда они взялись. Поэтому собираются повторить сценарий нападения СССР на Финляндию от имени «Финляндской демократической республики», где минских «финнов» гнали на финские мины.
Но Москве, прежде чем запустить этот или другой сценарий нового нападения на Украину, нужно расположение Пекина, а для этого надо максимально развеять все его подозрения на счёт себя, поскольку это игра в долгую. Москве нужны доказательства, что она в настоящем, не в фиктивном конфликте с США. Нужны доказательства, что это не просто очередная её конфронтация с США, к такому все давно привыкли, а действительно война. Но Москва её объявлять боится и помимо получения справки для предъявления в Пекине, начинает строить себе хорошую «кредитную историю».
Для достижения двух этих целей Кремль и опубликовал хамские ультиматумы в расчёте на вполне ожидаемую реакцию НАТО и стал требовать немедленного письменного ответа на них от Белого дома. Эту справку он хочет показать Пекину как доказательство того, что РФ почти воюет с США, и может начнёт воевать по-настоящему, если он её благословит. Вторая цель, – подновить старый московитский миф: это не мы напали, это на нас напали. В Кремле хотят повторить схему обоснования нападения СССР на Финляндию в ноябре 1939 г.
По этой схеме СССР якобы очень боялся, что дружественный ему Третий Рейх, с которым у него с сентября 1939 г. появилась общая граница, нападёт на него окольным путём через Финляндию. Поэтому СССР попросил Финляндию отдать свои южные земли в обмен на пустые северные территории СССР, но она отказалась. Бедному СССР ничего другого не оставалось как начать оборонительную и справедливую войну с грозящей ему Финляндией.
В новой версии Москвы все должно выглядеть так: мы письменно и публично попросили НАТО отойти от наших границ и дать нам гарантии безопасности. НАТО нам отказало – вот их хамский ответ с подписью Байдена. Мало того, НАТО вмешалось в «гражданскую войну», шедшую восемь лет в Украине и еще при этом напало на РФ.
Эта «кредитная история» войны, которую уже пишут в Москве, вторая и менее значимая причина, по которой она требует срочного и письменного ответа от Вашингтона. Третья причина: после фиаско с «планом Алена Даллеса», написанным одним советским писателем, и свежего фейка о том, что НАТО обещало Горбачёву никогда не расширяться на восток, юг и север, в Москве наступил глубокий конфуз и кризис. Во лжи уличён персонально Путин, который это утверждает, но не может предъявить документ, где НАТО обещает Горбачёву не принимать в Альянс новых членов. Горбачев тоже не предъявляет такой документ.
Если у Кремля будет письменный ответ на его ультиматумы от Белого дома, то из всего этого какой-нибудь знатный российский писатель сотворит «план Джозефа Байдена» взамен «плану Алена Даллеса» и «Протоколам Сионских мудрецов». Но это вторичности, главное для Москвы – развеять подозрения Пекина.
Сергей Климовский / Facebook