п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Гуттаперчевый мальчик: Что не так с дипломатической конференцией Зеленского Глав украинских дипломатических миссий призвали на родину, чтобы поставить недостижимые цели

В президентской резиденции «Синегора» в Гуте Ивано-Франковской области, которая сейчас на слуху благодаря расследованию Михаила Ткача из «Украинской правды» о праздновании там дня рождения главы ОПУ Андрея Ермака, 21-22 декабря состоялась конференция украинских послов под названием «Дипломатия 30. Стратегия сильного государства». Юбилей – но не более, как оказалось.

Такие дипломатические конференции – не инновация команды президента Зеленского. Вполне традиционное мероприятие, которое в предыдущие годы проводились в Киеве (раз в два года) и имели немалое значение для внешней политики Украины, поскольку на них утверждалась и прорабатывалась повестка дня для всего дипкорпуса. Вырабатывались конкретные нарративы, задачи и концепции.

Нынешняя конференция состоялась накануне итоговой пресс-конференции президента России Владимира Путина, в ходе которой тот очевидно будет усиливать пропагандистские тезисы Кремля, касающиеся Украины, НАТО и войны на Донбассе.

Теоретически конференция послов, специально вернувшихся для участия в ней домой, могла бы стать довольно мощным информационным упредительным ответом на все заявления Путина. Но, к сожалению, по большей части так им и не стала.

Зеленский в первый день конференции тоже попытался сформулировать обновленные приоритеты украинской дипломатии, но довольно невнятно и, самое главное, обошелся без конкретики относительно того, как поставленные им задачи дипломаты вообще могут реализовать. Проще говоря, сыграл роль Совы, советовавшей мышам стать ежами, чтобы их перестали есть коты: «Мое дело – стратегия, о тактике позаботьтесь сами».

Во время «искренней» и «семейной» беседы с просто «уважаемыми» (а не «глубокоуважаемыми») послами гарант, по-прежнему испытывающий острую необходимость изобретать велосипед, озвучил четыре новых ориентира для дипкорпуса, а также задачи, которые ему предстоит выполнить.

Давайте взглянем на них.

Ориентиры

Итак, юбилейная встреча руководства страны с послами по задумке Банковой должна была ознаменовать переформатирование дипломатии – ее адаптацию с целью быть более пластичными и эффективными.

А водрузили эту концепцию в ОПУ на четырех слонов: скорость, креативность, амбициозность и достигнутый результат.

По словам Зеленского, украинская дипломатия должна быть оперативной – не «догонять», а действовать быстро и на упреждение, т.е. формировать собственную повестку дня.

Он настаивает на необходимости действовать превентивно. Прекрасно. Действительно, это верные настрой и стремление. Но раз уж зашла речь о превентивности, возникает вопрос, почему сейчас – спустя более чем два года, которые Зеленский занимает кресло президента?

Почему доселе во главе угла стояло не упреждение и работа на опережение, а преимущественно рефлексия на внутренние и внешние раздражители? Рефлексия, обусловленная приоритетом личного рейтинга над интересами государства.

Ладно. Предположим на Банковой провели работу над ошибками и полностью трансформируют свои подходы. Тогда конференция в Гуте и должна бы стать базисом для новой модели поведения.

Но озвученные Зеленским условия ex tempore в большей степени так и остались рефлексией на текущие обстоятельства.

Скорость. Президент и его команда хотят прибавить ее дипломатам, чтобы те скорее разблокировали переговорный процесс по Донбассу, вернули Крым, оформили членство в ЕС и НАТО.

Каким образом – неясно, но Зеленский амбициозно заявляет о том, что Киев должен получить конкретную дату интеграции в НАТО уже в следующем году. Более того – в конце июне на саммите Альянса в Мадриде, где, опять-таки по требованию главы государства, должна быть представлена Украина.

То есть, за оставшиеся полгода украинская дипломатия должна не только добиться участия в этом саммите, но и убедить или заставить 30 стран-членов НАТО, среди которых есть принципиальные противники членства Украины, согласовать время расширения Альянса. И это, со слов Зеленского, должны быть не 30 или 50 лет.

В связи с такой постановкой задачи хотелось бы понять, на что должны будут опираться дипломаты в своей работе с партнерами по этому вопросу, учитывая пробуксовку реформ, ситуацию вокруг назначения нового главы САП, смахивающую на саботаж и т.д. – не говоря уже о том, какие гарантии безопасности придется предложить тем, кто боится провоцировать Россию.

Но эти мелочи президента не интересуют. Президент хочет «достигнутого результата», которого дипломаты должны добиться «креативностью» и «амбициозностью» – предлагая нестандартные варианты. Для чего, по совету гаранта, им нужно забыть о «старой дипломатической школе».

Но что тогда останется вместо классической дипломатии, которая, определенно является искусством? Президент, как не чуждый искусству человек, и сам не спешит отказываться от наработанных годами приемов, которыми Банковая все чаще подменяет наработанные и преимущественно эффективные методы работы государственных органов.

Подошла очередь и дипломатии, которой теперь предписано излучать креативность. Правда, не во всех ситуациях, в которых оказываются дипломаты, «креативность» и «амбициозность» целесообразны. Порой переговоры и встречи – скучнейшее занятие, которое нужно пережить и умело маневрировать, чтобы добиться желаемого.

Весь мир не развеселить и не очаровать. Да это и не работа дипломатов или всего государства. Государство – это олицетворение самой серьезности, уверенности и надежности.

Выстраивая именно такое государство, Зеленский может рассчитывать на то, что с Украиной будут считаться.

И для этого нужно ставить реалистичные задачи, а не выдавать штампы-пустышки под видом грандиозных целей. Вроде призыва превратить Украину в регионального лидера. Спрашивается: какого, собственного, региона? Господа, взгляните на глобус: среди наших соседей – Россия, Польша, Румыния и (через море, как раз напротив) Турция. Кого из них мы будем выстраивать кильватерной колонной?

Ну, и еще один момент: столь амбициозные и туманные цели требуют немалых ресурсов, которых, к сожалению, нет.

Так что пресловутые дипломатические ориентиры – просто красивые слова, а конференция, как и многие другие мероприятия Банковой, стала лишь очередным шоу с единственной целью достичь вау-эффекта для вечерних выпусков новостей.

Россия – уже не угроза?

Союзники Украины, ознакомившись с видео и пресс-релизами на сайте президента, не увидят в них четких выверенных сигналов. Нет и понимания того, как напутствие Зеленского дипломатам поможет укреплению безопасности страны.

Нет, основные смыслы (интенсифицировать диалог с союзниками, например), которые президент вкладывал в свое послание дипломатам – правильны, и к ним вопросов нет. Но форма этих месседжей хромает на обе ноги.

И, кстати, если уж украинскому дипкорпусу Владимир Зеленский поручает укрепление позиций Украины в мире на фоне растущей угрозы со стороны России, почему до сих пор не видно такого же стремления к их укреплению за счет физического усиления обороноспособности страны? Где сборы резервистов, где учения территориальной обороны? Как насчет наращивание гособоронзаказа, поставок ВСУ вооружений, боеприпасов, амуниции, топлива, наконец?

И потом, разве вероятность масштабного вторжения России в Украину в ближайшее время — не повод оставить послов в миссиях, которые они возглавляют, возможно даже отменить отпуска на этот период? Безусловно, их можно и нужно было бы созвать в Гуту, но на срочный брифинг в духе «старой дипломатической школы» для озвучивания списка конкретных задач, которые надлежит выполнить в странах пребывания. Но не было списка – лишь упражнения в красноречии.


Владислав Гирман / Деловая столица
Поділіться цим