п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Спасение или подстава: Зачем Зеленскому впаривают антиковидный штаб Сегодня Верховная Рада планирует проголосовать за постановление №4228 для усиления борьбы с COVID-19. И вокруг этого постановления вырисовалась новая коалиция

«О мерах противодействия распространению коронавирусной болезни (COVID-19) и защите всех систем жизнедеятельности страны от негативных последствий пандемии и новых биологических угроз» — таково полное название постановления, главенствующая автор которого — лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко. В состав авторского коллектива вошли члены «Батькивщины», «Слуги народа», «Голоса», «За будущее» и «Доверия», а также внефракционная «свободовка» Оксана Савчук. Всего — 28 человек.

В пояснительной записке к документу, в частности, сказано: он имеет целью предоставление рекомендаций президенту по созданию Национального штаба противодействия биологическим угрозам, с описанием конкретных направлений и задач координационной работы указанного штаба по противодействию распространению респираторной болезни COVID-19.

Рекомендаций для антикроронавирусного штаба достаточно много, поэтому остановимся на самых интересных. Юлия Тимошенко и соавторы предлагают введение единого многоканального телефона для связи пациентов с соответствующими службами и обратной связи этих служб с пациентами. Еще с весны функционируют телефоны горячей линии COVID-19 Минздрава, Центра общественного здоровья, областные горячие линии. Поэтому не совсем понятно — теперь планируют создать единый номер вроде 911 или еще один «горячий» телефон?

Но гораздо интереснее те статьи, которые требуют многомиллиардных капиталовложений. В частности, создание бюджетных программ с целью развития государственной региональной сети вирусологических лабораторий с общей мощностью более 100 тыс. исследований в сутки; предусмотреть в бюджете на 2021 год отдельную бюджетную программу для обеспечения в регионах формирования и полного оснащения необходимым медицинским оборудованием сети медицинских учреждений, предоставляющих стационарную медицинскую помощь инфекционным больным; предусмотреть в Государственном бюджете субвенции местным бюджетам на обеспечение полного бюджетного содержания учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь при инфекционных заболеваниях. Еще предлагаются отдельные бюджетные программы для обеспечения готовности системы здравоохранения на реагирование на вспышки коронавирусной болезни, выделение средств на страхование врачей на случай инфицирования, а на эпидемиологический фонд законодатели предлагают ежегодно выделять по меньшей мере 500 млн гривен.

Откуда на это все деньги? Финансово-экономическое обоснование в пояснительной записке гласит: «Реализация проекта постановления не потребует выделения дополнительных средств из государственного бюджета. При необходимости осуществить неотложные меры, правительство должно осуществить перераспределение средств общего фонда Государственного бюджета Украины на 2020 год расходами Фонда борьбы с острой респираторной болезнью COVID- 19 вызванной коронавирусом SARS-CoV-2». Об этом фонде чуть дальше. А о самом постановлении, если коротко, — популизм. Но с учетом предвыборной кампании от него выигрывают Банковая, «Батькивщина», «Слуги» и другие депутаты, которые сейчас будут надевать на себя ордена «героев борьбы с коронавирусом». Поэтому попробуем отойти от взгляда на этот документ как на тестирование первой сигнальной системы избирателей — мы вам обещания, вы нам голоса — а взглянем на ситуацию в перспективе.

Зеленский и правительство Дениса Шмыгаля в последнее время серьезно страдают от критики со стороны оппозиции за неэффективную борьбу с коронавирусом. В этом контексте едва ли не чаще упоминается об антиковидном фонде, значительная сумма из которого, по мнению оппозиционеров, потраченна не по назначению. Предложенным проектом эта критика будто бы снимается — вместо серьезного разговора на тему, куда подевались деньги из фонда, внимание избирателей переключают на мероприятия, которые должны быть осуществлены за счет фонда.

Вторая интересная штука: если предлагается создать некую бюджетную программу, значит в ней обязательно заинтересована какая-то группа влияния. На волне пандемии в получении бюджетных средств могут быть заинтересованы те, кто имеет интерес в медицинской и фармакологической сферах. Поэтому когда авторы постановления говорят, что в ней отсутствуют правила и процедуры, которые могут содержать риски совершения коррупционных правонарушений, в это поверить трудно.

Третье — учитывая авторский коллектив, вырисовывается интересная конфигурация новой коалиции. Не столько в парламенте, как в местных советах после выборов. Эксперты предполагают, что «Батькивщина», «За будущее», «Голос», где их фракции попадут в местные советы, могут войти в коалицию с «зелеными». И подобные документы — прелюдия к ним.

Четвертое — если кому-то дают дополнительные рычаги, то потом из этого «кого-то» спросят. Сейчас их хотят предоставить президенту через Нацштаб противодействия биологическим угрозам. При этом, как уже было сказано выше, этому новообразованию написали столько рекомендаций, что оно его не воплотит. По крайней мере, за средства ковидного фонда. А еще там будут и коррупционные истории, и кадровые скандалы. То есть, вполне может хватить на громкие разоблачения весной. И если сейчас все шишки падают на голову министра Степанова или коллективной власти, тогда будет конкретный ответственный. Тот, что главный на Банковой.

Юрий Васильченко / Depo.ua
Поділіться цим