Пессимистов еще до начала визита могли насторожить телефонные переговоры украинского президента с кремлевским лидером Владимиром Путиным. При чем, как сообщили россияне, разговор состоялся по инициативе Украины. Что обсуждали и зачем – из скучных официальных фраз досконально выяснить невозможно.
На самой конференции, а ведь Зеленский еще даже рта не раскрыл, была устроена провокация – обнародование так называемых «12 шагов для достижения мира в Украине». По сути, и в этом никто не сомневается, это дело рук россиян, которые пытаются изменить международную повестку относительно Украины.
Поэтому президенту важно было своими выступлениями и заявлениями дать решительный отпор тем, кто провоцирует, искажает реальную ситуацию в нашей стране.
Но президент, либо его советники, избрали другую тактику смягчения акцентов и невыразительных заявлений. Можно с натяжкой понять, когда президент не хочет входить в клинч с «переговорщиками» из страны агрессора. Но в Мюнхене для осторожничанья не было никаких оснований.
Да и в целом Зеленский как личность, а не только как президент воюющей страны, выглядел немного потерянным. Курьез со звуком музыки в наушниках продемонстрировал, что нашего президента может выбить из колеи все что угодно.
«Я слышу музыку у себя в наушниках», – сказал Зеленский. «Вы и меня слышите, или только музыку», – поинтересовалась модератор. «И то, и другое», – ответил, смеясь и смущаясь одновременно, президент. Аманпур в ответ пошутила: «Может, мой голос для вас звучит, как музыка».
Фактор присутствия на Мюнхенской конференции пятого президента Петра Порошенко также не способствовал повышению престижа главы государства. Скорее, даже подрывал его, поскольку Порошенко выступал антагонистом «умиротворения агрессора» нынешней украинской властью.
Кроме того, ряд заявлений Зеленского российские пропагандистские СМИ истолковали в пользу Кремля. РИА «Новости», например, пишет, что Зеленский заявил «о прекращении войны в Украине».
Неоднозначно был воспринят и месседж Зеленского о том, что Украина соглашается на совместный с представителями сепаратистских образований Донбасса контроль территории в качестве условия для проведения местных выборов в регионе.
После этого заявления вспыхнули с новой силой притихшие разговоры о том, что Зеленский продолжает идти по пути капитуляции и сдачи национальных интересов.
Здесь стоит вспомнить, что речь президента страны агрессора Владимира Путина в 2007 году на Мюнхенской конференции имела эффект разорвавшейся бомбы – хотя Кремль переставал скрывать свою воинствующую сущность.
Наш президент в рамках конференции мог выступить гораздо более решительно – чтобы мировая политическая элита увидела и героическую борьбу Украины, и те шаги, которые без подрыва суверенитета, делаются для того, чтобы вернуть территориальную целостность страны.
Вряд ли кто-то узнает, с каким чувством Зеленский и его команда вернутся в Киев. Чувством стыда, исполненного долга, либо полного равнодушия к тому, какое впечатление произвел президент.
Очевидно одно – мюнхенский вояж не стал прорывом для Украины, а наш президент не смог повысить уважения ни к себе самому, ни к стране в целом у мировой общественности.
Станислав Погорилов / site.ua