Экс-депутат Александр Онищенко, который сбежал из Украины и после кочевки по Европе оказался в Германии, просит в этой стране политического убежища. Есть ли шанс у украинцев увидеть его в Антикоррупционном суде?
На сайте НАБУ есть огромная по объему статья, в которой подробно изложена суть антикоррупционного расследования, в котором фигурирует Онищенко, — так называемое «газовое дело» — ход расследования, судебные перипетии и так далее. Поэтому потребности пересказывать всю эту историю нет, сосредоточимся на результатах следствия. У Артема Сытника главным действующим лицом «газовой схемы» считают Онищенко, следствием также установлена вероятная причастность к участию в «схеме» 29 человек, среди них двое близких людей бывшего народного депутата, остальные — работники ОАО «Укргаздобыча», юрист, финансисты, руководители компаний, бирж и тому подобное. Во время досудебного расследования восемь подозреваемых признали свою вину и заключили соглашения о признании виновности. Расследование роли еще 12 человек завершено: обвинительные акты в отношении них направлены в суд. Еще семь подозреваемых, в том числе и Онищенко, находятся в розыске.
Экс-депутат покинул Украину в июле 2016-го. Сначала он объявился в Лондоне и оттуда заявил, что попросил политического убежища в Великобритании. Но с приютом на Туманном Альбионе не сложилось, и он оказался в Испании. В ноябре прошлого года директор НАБУ Артем Сытник сообщил, что в декабре Онищенко экстрадируют из Испании в Украину. В ответ бывший нардеп обвинил главы НАБУ во лжи и пообещал вернуться в Украину тогда, когда сам захочет. Однако вместо родины Онищенко отправился в Германию, где 29 ноября был задержан для дальнейшей экстрадиции. А в январе этого года в САП сообщили, что на сегодня срок экстрадиции бывшего парламентария еще не определен и тот находится под стражей в Германии.
На этой неделе адвокат Онищенко Инго Миноджио сообщил, что его клиент попросил политического убежища в этой стране, а если ему откажут, планирует выехать в Россию, гражданство которой у него есть. Адвокат объяснил мотивы своего подзащитного: в Украине существует опасность для жизни и здоровья Онищенко. Мол, в Украине «катастрофические условия содержания в следственных изоляторах», а еще — Петр Порошенко, которого назвали главным политическим оппонентом экс-нардепа, «даже после потери власти остается очень влиятельным», что якобы представляет опасность для клиента господина Миноджио. Прислушается ли немецкий суд к этим аргументам?
Здесь все будет зависеть от того, насколько сильно желание нынешней украинской власти вернуть Онищенко домой. Тот имеет в Германии имение, бизнес, занимается любимым делом — коневодством, то есть, в глазах немецкой Фемиды никак ассоциироваться с лицом, которого подозревают в коррупционных сделках. Так что шансы получить здесь политическое убежище у Онищенко достаточно высоки. И чтобы этого не произошло, следует подключать дипломатию и политические контакты. Однако есть сомнения, что это будет делаться.
«Газовое дело» — одна из самых резонансных в истории НАБУ, но вместе с тем вокруг него действительно много политики. Поэтому, не исключено, многим как из предыдущей украинской власти, так и из нынешней не очень хочется видеть Онищенко в Украине. И совсем не хочется, чтобы он оказался в России, где его могут использовать в качестве информационного оружия.
Напомним о роли этого экс-депутата в отечественной политике после его бегства из страны. С первых дней расследования дела, в котором он теперь фигурирует в качестве организатора схем, Онищенко заявлял о попытке отобрать у него бизнес и обвинил в «коррупции» Петра Порошенко. Однако в том, чтобы бывший парламентарий остался немецким бюргером, могут быть заинтересованы не только у Петра Алексеевича, но и в окружении нынешнего президента. Ведь этот экс-нардеп своей информационной войной с Порошенко сделал существенный вклад в изменение власти в стране.
Все началось с публикации так называемых «пленок Онищенко» — вроде записей разговоров политика с тогдашним президентом и другими известными лицами. Затем появилась его книга «Петр Пятый», изложенное в которой подавалось украинскому обществу как безоговорочная правда. Без замечаний, что депутат-беглец был заинтересован изложить события именно в таком свете. И, наконец, его участие в телекомпромате на Порошенко, показанном на канале «1+1» 24 марта прошлого года за неделю до дня голосования в первом туре президентских выборов. Имеется в виду выпуск программы «Украинский сенсации» под названием «50 оттенков Порошенко».
И вот возникла неловкая ситуация — «наказывать нельзя помиловать». Экстрадиция Онищенко будет иметь своим следствием дальнейшее рассмотрение «газового дела» в Антикоррупционном суде с его участием. Что привлечет большое внимание СМИ. И если судебный процесс будет проходить в неблагоприятном направлении для экс-нардепа, то, можно догадываться, рассказывать он будет не только о Порошенко, но и о влиятельных лицах в Украине, которые были заинтересованы в его свержении. Проще говоря, появится еще один генератор политических скандалов. Но есть другой вариант. США много лет добивается от Австрии выдачи Дмитрия Фирташа. Это при том, что американцы не имитируют желания увидеть этого украинского бизнесмена в своем суде. А если не очень настаивать на экстрадиции, то с течением времени все просто забудут, что такой Онищенко и вообще существует.
Игорь Петренко / Depo.ua