Российская пропагандистка Ольга Скабеева в эфире своего пропагандистского ток-шоу «60 минут» заявила, что дозвонилась к президенту Зеленскому и кратко пообщалась с ним, предлагая забыть, что Россия — агрессор, и акцентировав внимание на том, что Зеленский общался с ней на его родном языке — по-русски. Провокация удалась, показав слабость президентских служб безопасности, но это лишь одна из версий.
Милый разговор
Общение Зеленского и Скабеевой милым не назовешь — президент, по сути, отказался от общения, однако оборвал он пропагандистку весьма корректно, можно даже сказать вежливо, но суть произошедшего, конечно же, не в этом.
Вероятно, многие помнят, как в 2016 г. пранкеры Владимир Кузнецов и Алексей Столяров, в России известные как Вован и Лексус, разыграли Петра Порошенко, связавшись с ним от имени президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева, — на сайте президента появилось сообщение о телефонном разговоре Порошенко с Атамбаевым. Впрочем, почти сразу официальный Бишкек опроверг данный разговор, добавив, что «возможно, украинского лидера кто-то разыграл». Позднее в Киеве склонялись к версии, что пранкеры явно обладали ресурсами российских спецслужб, иначе у них ничего бы не вышло.
В итоге пранкер Вован объявил, что это они с Лексусом записали пранк с Порошенко и впоследствии выложили в интернет видео разговора. Тогда президент Украины показал себя опытным дипломатом, который не обсуждает по телефону стратегические решения, а в АП серьезнее подошли к безопасности — больше таких случаев с главой государства не было. Что касается нынешней ситуации со звонком Скабеевой, то есть несколько версий, как это могло случиться.
Намеренный слив или ошибка чиновников?
Личный президентский номер телефона на дороге, как говорится, не валяется, и знает его далеко не все окружение Зеленского. Очень маловероятной выглядит версия о том, что у бывшего комика остался старый номер, которым он пользовался еще во времена кварталовских гастролей по России — тогда его могло знать довольно много людей из государства-агрессора, в том числе российские бизнес-партнеры Зеленского.
Чаще всего при переходе в политику, а тем более в ее высшую лигу номера телефонов высоких чиновников, министров, а тем более президента меняются. Следовательно, остается вариант, что нынешний номер слил россиянам кто-то из близкого окружения президента либо по недомыслию, либо сознательно. Но в последнем случае это должен быть кто-то совсем уж пророссийский. Например, это мог быть набирающий аппаратный вес советник главы государства Андрей Ермак, крен которого в российскую сторону становится все более заметен в преддверии «Нормандии». Опять же российские ниточки президентского советника (у него есть влиятельный бизнес-партнер Рахама Эмануилов, имеющий прямые выходы на Кремль — ред.), за которые можно подергать, тоже никто не отменял.
На самом деле то, как Скабеева узнала телефон Зеленского, — не настолько важный вопрос, куда важнее то, что пропагандистке каким-то образом вообще удалось дозвониться до президента. Здесь не может быть много версий — возможно, президентский телефон не защищен никак, во что, конечно, мало верится. По крайней мере, звонок президенту, кроме ограниченного круга самых близких людей и родственников, вообще должен проходить через структуры, которые контролируют его безопасность, что наталкивает на два ответа на вышеозначенный вопрос.
Во-первых, Зеленский мог сам согласиться поговорить со Скабеевой, решив, что только выиграет, культурно «послав» роспропагандистку так, чтобы это увидели и услышали и Россия, и Украина. Похоже, эффект достигнут, но совсем не тот, который ожидали в Киеве, — разговором весьма довольны в Москве, даже похвалили будущего переговорщика с Путиным за «культурность».
Во-вторых, то, что беседа состоялась, может свидетельствовать о недопустимом провале в работе Госспецсвязи — структуры, обеспечивающей безопасность и закрытость разговоров первых лиц государства. Вполне может быть, что Скабеевой в ее телефонной пропаганде помогали специалисты из ФСБ, и то, с какой легкостью им удается выходить на связь с первыми лицами Украины, не может не настораживать. Ведь завтра Зеленскому может позвонить не Скабеева, а очередной кремлевский пранкер и говорить с ним, например, от имени Путина.
В целом история со звонком Скабеевой наталкивает на очень невеселые размышления о том, что соответствующие госслужбы, а в особенности люди, которые их возглавляют, совершают недопустимые ошибки. Президентское окружение, судя по всему, также не готово реагировать на подобные вызовы, но самое неприятное все-таки не это. К сожалению, очень мало надежды на то, что сам Зеленский, верхушка госчиновников и, собственно, высокопоставленные «слуги», принимающие решения, вообще понимают, в чем негатив случившегося и как со стороны при этом выглядит Украина и ее руководство…
Денис Сарбей / Деловая столица