«Мы разместили боевые подразделения на наших границах для того, чтобы четко продемонстрировать, без всякого сомнения или риска недопонимания, что мы никогда не допустим, чтобы Крым повторился в какой-либо стране НАТО», – заявил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг в интервью испанскому изданию El Pais.
Эти слова – точное и ясное объяснение того, зачем Украине нужно было присоединяться к НАТО. Если бы страна оказалась среди членов альянса, уверен, никакой аннексии Крыма и необъявленной войны на Донбассе просто не было бы. Тысячи людей остались бы живы и не потеряли бы жилье, работу, жизненные перспективы. Поразительно, впрочем, отнюдь не то, что в Украине этого не могли понять. Удивляет то, что украинцы никогда не понимали: это хорошо понимают в России.
Именно поэтому с начала 90-х Кремль настаивал на сохранении базирования Черноморского флота в украинском Севастополе. Не из-за какой-то там пресловутой «ностальгии» и сакральности. И вовсе не потому, что Севастополь – «город русской славы», сам Севастополь вместе с его жителями интересовал Москву в последнюю очередь.
А потому, что сохранение российской военной базы на украинской земле открывало возможности для последующей оккупации Крыма и сдерживало европейскую и евроатлантическую интеграцию Украины. Россия постоянно искала возможности посадить Украину на цепь, не дать ей шансов двигаться самостоятельно.
После Черноморского флота был дешевый газ. После дешевого газа – попытки заставить войти в Единое экономическое пространство. После Единого экономического пространства – Харьковские соглашения. После Харьковских соглашений – срыв решения подписать соглашение об ассоциации с ЕС. Ну а потом уже была аннексия и война.
И одновременно все эти годы Москва по всем своим каналам старалась убедить политиков и военных на Западе, что как только Украина станет членом НАТО, сразу же начнется военный конфликт. И многих действительно убедила. И даже то, что Россия напала на страну, которая на 2014 год согласилась со всеми ее «хотелками» и объявила о своей внеблоковости, мало кого переубедило – и среди самих западных политиков, и среди оппонентов евроатлантической интеграции в самой Украине.
Поэтому Украина и остается за стенами альянса. Пока только без Крыма и Донбасса.
Виталий Портников / Крым.Реалии