Дело украинских военных моряков, которое расследует ГБР по требованию Андрея Портнова, получило новый поворот. Следственный судья Печерского райсуда Киева удовлетворил ходатайство следователя ГБР Александра Победнова о предоставлении ему временного доступа к документу с грифом «Особой важности», находящемуся в Генеральном штабе ВСУ. А именно: к Стратегическому плану применения Вооруженных cил Украины, других составляющих сил обороны для отпора вооруженной агрессии, утвержденному Верховным Главнокомандующим 30 апреля 2018 г., с приложениями.
Согласно постановлению судьи доступ следователя ГБР к Стратегическому плану означает возможность ознакомиться с этим документом с привлечением судебного эксперта Александра Козлова или главного судебного эксперта Сергея Полуянова (они работают в отделе военных экспертиз Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз), сделать его копию и изъять его (осуществить его выемку).
В постановлении записано, что оно обжалованию не подлежит, срок его действия не может превышать одного месяца со дня его принятия, в случае невыполнения постановления следственный судья по ходатайству следователя ГБР имеет право вынести постановление о разрешении на проведение обыска с целью отыскания и изъятия указанного документа.
Постановление принято 31 октября, опубликовано в Едином государственном реестре судебных решений 8 ноября. Бывший командующий Десантно-штурмовых войск и руководитель АТО Михаил Забродский, являющийся сейчас народным депутатом от партии «Европейская солидарность», подчеркнул, что Стратегический план – это «документ, с которым в нашей стране вообще знакомы в полном объеме десяток, возможно, два десятка человек, включая Верховного Главнокомандующего ВСУ».
Он также акцентировал на том, что сейчас, по заявлениям руководителей ГБР, они не могут обеспечить в полной мере секретность и соответствующий режим в своем ведомстве, поэтому действительно есть реальный риск утечки информации и, в частности, бесконтрольного распространения составляющих Стратегического плана и информации, содержащейся в этом документе. «Наша политическая сила видит в этом прямую угрозу национальной безопасности. Потому что существует реальный риск попадания этого документа в целом или отдельных его элементов в руки России как страны-агрессора», – резюмировал Забродский.
В принципе, еще не факт, что это постановление будет выполнено. Ибо чтобы взглянуть на Стратегический план, нужно иметь соответствующий допуск по форме №1, которого следователь ГБР и судэксперт, конечно же, не имеют. По той же причине должны быть отправлены восвояси все те, кто попытается провести обыск в Генштабе.
Если же ГБР все же завладеет этим документом, это катастрофически скажется на отношениях между Киевом и Вашингтоном, прежде всего – на сотрудничестве нашего Минобороны и американского Пентагона. Ведь в Стратегическом плане могут упоминаться различные способы взаимодействия вооруженных сил двух стран. То есть выдача этого документа посторонним людям (а через них гипотетически и России) – это выдача не только украинских, но, возможно, и американских военных секретов.
Кроме того, вызывает много вопросов то досудебное расследование, в ходе которого у ГБР якобы возникла потребность ознакомиться со Стратегическим планом. Это расследование, как записано в постановлении судьи, осуществляется в уголовном производстве № 62019000000000683 «по факту совершения возможных неправомерных действий должностными лицами, которые занимают особо ответственное положение в органах государственной власти Украины, при принятии решений по осуществлению 25.11.2018 кораблями ВМС ВС Украины: катерами «Бердянск», «Никополь» и рейдовым буксиром «Яны Капу», перехода из Черного моря в Азовское море через Керченский пролив, что привело к тяжелым последствиям».
Директор ГБР Роман Труба 11 ноября лично подтвердил: «Мы выясняем, были ли правонарушения в действиях руководства государства, которые привели к эскалации конфликта и последующему введению военного положения. Упрощая: мы выясняем, умышленно ли руководство государства направило наших моряков в Керченский пролив, понимая, в том числе, высокую вероятность того, что они попадут в плен. А дальше – обострение конфликта и введение военного положения». При этом Труба не счел нужным упомянуть, что еще 25 мая Международный трибунал по морскому праву в Гамбурге обязал Россию освободить три украинских корабля и 24 моряков и позволить им возвращение в Украину.
ГБР видит признаки правонарушений по статьям 109 «Действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти», 111 «Государственная измена» и 426-1 «Превышение военным должностным лицом власти или служебных полномочий». Это уголовное производство было открыто 21 мая, на следующий день после инаугурации Владимира Зеленского, по заявлению бывшего первого замглавы администрации Януковича Андрея Портнова.
Конечно, Банковая может попробовать сделать вид, что она к этому делу никакого отношения не имеет – дескать, это просто самодеятельность ГБР. Но проблема Зеленского в том, что у него есть, как он сам признался, на 100% его генпрокурор, которому после проведенной в сентябре реформы ГПУ подконтрольны все прокуроры – в том числе и тот прокурор, который согласовал ходатайство следователя ГБР. К тому же Зеленский, будучи Верховным Главнокомандующим, имеет решающее слово в вопросе о том, должен ли Генштаб выдать Стратегический план лицам, не имеющим допуска по форме №1.
Поэтому если ГБР получит доступ к Стратегическому плану, то для Вашингтона это будет означать, что фактически сейчас в Украине Портнов влиятельнее, чем Зеленский. И это еще не вся беда. Когда президент и Верховный Главнокомандующий не может уберечь военные секреты своей страны – тогда, вполне вероятно, с ним на мировой арене вообще никто не будет считаться.
Юрий Вишневский / Деловая столица