понеділок, 25 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Наживка для Зеленского: Почему Путин напрямую вмешался в газовые переговоры В обмен на скидку на газ в 20% и вроде как сохранение транзита Кремль предлагает вернуться в «единую семью народов-братьев»

В том, что транзит российского газа через Украину для Кремля является вопросом в первую и вторую очередь политическим, и лишь в третью – экономическим, не сомневался никто. Но на столь откровенное напоминание об этом факте, как то, которое сделал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в эфире телеканала «Россия-1», тоже, наверное, никто не надеялся.

Суть его сообщения сводилась к тому, что Россия в принципе вроде как и не планирует отказываться от транзита газа через Украину. Даже тогда, когда будут готовы к использованию альтернативные маршруты. Со слов Пескова можно сделать вывод, что подобное нежелание Кремля отказываться от транзита базируется на чистом альтруизме. Ведь украинская газотранспортная система «просто развалится» без российского газа.

«Это упирается все в одно: нужно ли транзитировать через Украину? Ну конечно, нужно … Это необходимо для самой Украины. Если не будет транзита, то ГТС Украины просто рухнет», – заявил Песков в эфире программы со знаковым названием «Москва. Кремль. Путин».

В этом месте занудный рационалист мог бы задаться вопросом – зачем же тогда управляемый Кремлем «Газпром» строил «Северный поток-2», потратив 9 миллиардов долларов на его морскую часть, и еще столько же – на наземные участки? Можно же было просто продолжать «заботиться об украинской ГТС», и качать газ по старому маршруту. Ведь мощности украинской трубы вместе с первым «Северным потоком» хватало с хорошим запасом. Впрочем, «братская риторика» Москвы не предполагает здравого смысла.

Зато для того, чтобы Россия смогла «позаботиться» об украинской ГТС, нужно всего ничего – Украина должна отказаться от решений международных арбитражных судов, принятых в ее пользу. Потому что «как можно вообще говорить о чем-то и стремиться к каким-то договоренностям, если идет такая вакханалия в арбитраже. Путин четко сказал, что нужно сначала отказаться от каких-то требований, достаточно абсурдных, а потом уже договариваться», – подчеркнул Песков.

Таким образом, Украине предлагают отказаться от судебных решений в свою пользу, после чего начать «договариваться» – без каких-либо предварительных гарантий. Что, с точки зрения ведения экономических переговоров с ненадежным контрагентом, само по себе является безумием. Поскольку грозит отказом от компенсаций, предусмотренных арбитражным решением, и не гарантирует выгодного контракта.

По крайней мере, такой была бы ситуация, если бы речь не шла про Россию и газ. Вместо этого в данном случае Кремль не просто хочет «развести» Украину на деньги – после чего отказаться от транзита или сократить его до минимальных и невыгодных для украинской ГТС условий.

Предлагая признать решения европейских арбитражных судов «вакханалией» и отказаться от них, вместо этого в качестве приза получив возможность перекачивать российский газ, Путин предлагает Украине сделать цивилизационный выбор.

Выбор между жизнью по закону и решениям судов – и «братскими» договоренностями. В которых все связано со всем – цена на газ и его транзит – с Донбассом, Донбасс – со статусом УПЦ МП, а статус УПЦ МП – например, с демонтированным барельефом маршалу Жукову в Одессе.

Россия предлагает нам сделать выбор между либеральным рынком, на котором неэффективные с точки зрения энергозатрат предприятия должны или модернизироваться, или исчезнуть – и привычным для всех постсоветским «междусобойчиком», где адекватную конкуренцию заменит степень приближения олигархов к власти, и их способность «выбить» для своих заводов и фабрик «дешевый» российский газ.

Казалось бы, на пятом году войны подобные предложения обречены на провал. Но обещание «на 20% более дешевого газа» для «украинского населения и промышленности, которое дал глава «Газпрома» Миллер, вполне может соблазнить уставшую от отсутствия «перемог» украинскую власть. Особенно если это обещание будет сопряжено с неопределенными и неофициальным обещаниями «скорого мира на Донбассе». А в том, что «минский процесс» и газовые переговоры в последнее время демонстрируют явную взаимосвязь, сомнений ни у кого не возникает. Даже в речи Пескова эти две темы разделяла чуть ли не одна минута.

Таким образом, заплатив колоссальную цену за выход из «русского мира», Украина, пойдя на уступки «Газпрому», имеет все шансы туда вернуться. Под восторженные возгласы тех, кто будет надеяться, что 20% скидки за газ – это даром и навсегда.


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим