п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Мир на Донбассе: Зачем Пристайко заговорил о «российской версии» миротворцев Выступление руководителя украинского МИДа вызывает вопросы относительно того, каких «миротворцев» хотят у Зеленского и как на самом деле пройдут выборы на оккупированных территориях

Масштабное интервью министра иностранных дел Украины Вадима Пристайко, которое он дал ТСН, очевидно, имело цель обнародовать некое обобщенное видение внешнеполитической стратегии Украины – в том виде, в котором ее видит действующая политическая команда, которая контролирует как законодательную, так и исполнительную власть в стране.

С одной стороны, этой цели якобы и удалось достичь. Министр в очередной раз вербализировал позицию власти по острым вопросам – вроде отказа от заявки на ПДЧ НАТО и перспектив нового большого обмена – то бишь, «одновременного освобождения пленных. Он также дал масштабный «отчет о надоях и урожайности» – то есть озвучил достижения и планы украинской дипломатии на разных направлениях и на разных континентах нашей планеты. С другой стороны, при более детальном прочтении сказанного, вопросов после интервью Пристайко возникает не больше, чем до него. Достаточно взять, например, пассаж о «плане Б», к которому планирует перейти команда Зеленского в случае, если «нормандская встреча» не состоится, или не даст желаемого результата. Как все уже, наверное, запомнили, в таком случае действующий президент и ключевые должностные лица его администрации обещают сделать очередную попытку инициировать введение миротворческой миссии на Донбасс.

И вот какими словами говорит об этом действующий глава МИД: «Давайте не будем забывать, что еще с 2015 года, а еще позже, в 2016 году, была подтверждена российской стороной и остается опция приглашения миссии по поддержанию мира на Донбассе. Если мы выйдем на «нормандский формат» и поймем, что с Минском нам не удается завершить войну, тогда будем привлекать и такие форматы, как международная помощь».

В этом месте возникает закономерный вопрос – получается, что Вадим Пристайко собирается согласиться на «российскую версию» миротворческой миссии, на которую соглашалась Москва в 2015-м, и которая предусматривает исключительно узенькую полоску контролируемой зоны между украинскими военными и сепаратистами – при условиях, что весь Донбасс и украинско-российская граница остаются под контролем России? Подобный вариант «миротворчества», кстати, отверг не только тогдашний президент Украины Петр Порошенко, но и подавляющее большинство союзников Украины с генсеком НАТО включительно. Возможно, речь идет об «оговорке». Но руководитель дипломатического ведомства не имеет права на оговорки. Возможно, речь идет о какой-то новой концепции. Но в таком случае ее стоило бы озвучить и разъяснить – чтобы не сеять лишней «зрады». А может, речь идет не о том и не о другом. Просто глава МИДа хочет показать журналистам, что у него лично и у его ведомства есть какие-то планы на дальнейшую жизнь. Которых на самом деле нет.

Похожая ситуация возникает не только с «миротворчеством». Например, украинские СМИ с удовольствием цитировали заявление Пристайко о том, что требование Киева распустить вооруженные формирования «ЛДНР» является «абсолютно логичным». В то же время, если взять его прямую речь меньшим куском, получается довольно странная ситуация. «Очевидно, что с момента проведения выборов (на Донбассе – ред.) никакой власти на местах иной, чем та, которая была выбрана, быть не может. Поэтому, возможно, это не очень подробно обсуждалось ранее, но это является одним из логичных шагов», – заявил Пристайко.

В то время как на последнем заседании в Минске по урегулированию ситуации на Донбассе украинская сторона озвучила условия, необходимые для исполнения соглашений: полное прекращение огня, вывод с территории Украины иностранных вооруженных формирований, разведение сил вдоль всей линии фронта, контроль за российско-украинской границей, роспуск группировок «ЛНР» и «ДНР». И в те моменты большинству украинцев почему-то казалось, что речь идет о подготовке к выборам – а не то, что произойдет (или не произойдет) после них.

На первый взгляд разница вроде бы небольшая. Но в реальности – колоссальная. Потому что озвученный Пристайко вариант предусматривает проведение выборов при неизбежном давлении со стороны «действующей власти ЛДНР». В ходе тех выборов «власть» из числа сепаратистов и коллаборантов одержит победу – после чего «распустит ЛДНР». И одновременно создаст, например, «Народную республику Донбасс». Чем и выполнит все «пристайковские» соглашения.

Хотелось бы верить, что, опять-таки, речь идет об «оговорке» главы МИДа. Но чтобы как-то укрепить эту веру, ему, наверное, стоит подробнее рассказать о настоящих планах «зеленой власти» как в отношении миротворцев, так и по проведению выборов на Донбассе. «С целью избежания лишнего резонанса», как сказал бы в этой ситуации сам Вадим Владимирович.


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим