30-31 октября состоялись крупнейшие мероприятия по линии сотрудничества Украины и Североатлантического альянса. Для участия в заседании Комиссии Украина-НАТО в Украину прибыл генеральный секретарь организации Йенс Столтенберг, а также все 29 послов Североатлантического Совета – представители входящих в НАТО государств. Заседание, в котором участвовали также президент Украины и члены Кабмина, состоялось 31 октября в Киеве. Генсек Столтенберг выступил в Верховной Раде, а во время совместного подхода президента и генсека к прессе стороны озвучили программные заявления.
Визит символически начался с Одессы – морского форпоста Украины. Представители НАТО, а также представитель Северной Македонии, которая вскоре также станет членом Альянса, прибыли в город 30 октября. Вначале генсек и послы вместе с вице-премьером Дмитрием Кулебой проинспектировали миссию Постоянной группы противоминных действий НАТО, в которую входят суда из Болгарии, Италии, Румынии и Испании. Затем Столтенберг выступил перед курсантами Института военно-морских сил Национального университета «Одесская морская академия» – заведения, где, как подчеркнул генсек, воспитывается «будущее этого флота» и «следующее поколение украинских лидеров». В ходе выступления прозвучал резонансный тезис о том, что «у России нет права голоса» относительно членства Украины в НАТО.
По словам Столтенберга комплексный пакет помощи НАТО для Украины охватывает широкий спектр направлений. Генсеком было выделено шесть главных видов деятельности. В первую очередь – усиление демократического контроля над вооруженными силами. Затем следуют улучшение управления в армии, искоренение коррупции в секторе безопасности и обороны, последовательная борьба с кибератаками, наращивание усилий в сфере военного образования и подготовки. И в конце, в последнюю строчку генсек поставил то, что в Украине обычно ставят на первую – поощрение к принятию стандартов НАТО. Говоря о двустороннем сотрудничестве Украины и НАТО, генсек подчеркнул, что «это не улица с односторонним движением». Были отмечены заслуги Украины по вкладу в миссии и операции НАТО за рубежом, такие как в Афганистане и Косово.
На следующий день мероприятия переместились в Киев. Практически во всех из них руководством Альянса подчеркивалась решительная поддержка Украины, неприятие российской оккупации Крыма и Донбасса, осуждение провокационной деятельности РФ в Черном море, защита территориальной целостности нашей страны. Союзники также приветствовали прогресс Украины в проведении ключевых реформ, а президента Зеленского призывали закрепить этот прогресс.
Выступая в Раде, генсек заявил, что с нетерпением ждет имплементации «Закона о национальной безопасности», принятого в прошлом году, который предполагает парламентский и гражданский контроль по отношению к органам безопасности и оборонным учреждениями. Еще один приоритет – реформа Службы безопасности, над чем работают совместно с украинскими коллегами также и советники НАТО. Дверь в НАТО традиционно, по словам генсека, «остается открытой», хотя «путь к членству в НАТО не простой».
Центральным мероприятием, конечно же, стало заседание Комиссии Украина-НАТО. Примечательно, что буквально в последний момент Венгрия, которая в последние годы блокировала совместные заявления, сняла свои возражения – и это уже сенсация и успех для Украины. Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто заявил, что Будапешт снял свое вето, поскольку венгерские предложения к документу были учтены. В этом же ключе Столтенберг призвал Украину внедрить все рекомендации Венецианской комиссии относительно прав национальных меньшинств.
Что же касается сути решений, то основными темами для рассмотрения стали ситуация с безопасностью на востоке Украины, процесс реформ в стране и прогресс в партнерстве между НАТО и Украиной. Комиссия рассмотрела пакет комплексной помощи НАТО для Украины. Генсек Альянса сообщил, что «через десять целевых фондов… будет выделено более 40 млн евро на поддержку» нашей страны. Члены Альянса подтвердили приверженность урегулированию конфликта в Донбассе в соответствии с Минскими соглашениями, подчеркнув при этом «значительную ответственность» России, которая также должна их выполнять.
Россию призвали прекратить любую политическую, финансовую и военную поддержку боевиков, прекратить военное вмешательство в Донецкой и Луганской областях и вывести войска, технику и наемников с территории Украины, а также вернуться в Объединенный центр контроля и координации. Подчеркнута необходимость полного и беспрепятственного доступа миссии ОБСЕ ко всей границе России и Украины. Разъединение сил вокруг Станицы Луганской со стороны НАТО приветствуется. Более того, как следует из текста совместного заявления Комиссии Украина-НАТО, поддерживаются также усилия по осуществлению разъединения в других обозначенных районах.
Не обойдена вниманием и ситуация в оккупированном Крыму. Союзники глубоко обеспокоены нарушениями прав человека «против всех украинцев, включая крымских татар». Россию призывают предоставить доступ к Крыму международным мониторинговым организациям. Захваченные суда нужно вернуть, как и всех граждан Украины, которые были незаконно задержаны. Беспрепятственный доступ к украинским портам в Азовском море и свобода судоходства должны быть обеспечены.
Одной из главных интриг, связанных с визитом генсека и послов НАТО, была тема возможной повторной подачи Украиной заявки на присоединение к Плану действий относительно членства в НАТО (ПДЧ). Как известно, заявка была подана Украиной еще в 2008 г., однако по факту аннулирована внесением изменений в Конституцию при экс-президенте Януковиче. В декабре 2014-го начался отсчет нового этапа. Столтенберг заявил тогда, что Украина все-таки может стать членом Альянса, и НАТО рассмотрит соответствующую заявку, если она будет подана. В том же месяце в 2014 г. Рада проголосовала за закон, отменяющий внеблоковый статус.
Затем в марте 2018-го НАТО официально признало стремление Украины получить членство в Альянсе и предоставило ей статус страны-аспиранта. Этот статус означает, что Украина официально задекларировала свой интерес к присоединению и приглашается к Интенсифицированному диалогу с НАТО. Наконец, в феврале 2019-го были внесены и вступили в силу известные изменения в Конституцию, которые закрепляют стремление нашей страны стать членом ЕС и НАТО.
После смены власти в Украине как внутри страны, так и среди союзников в Альянсе возникают закономерные вопросы относительно преемственности украинского внешнеполитического курса. Как можно понять из различных источников, идеи перезагрузить отношения возникли одновременно и в Киеве, и в Брюсселе. Как вариант рассматривается возможность объединения всех разнородных программ сотрудничества Украины с НАТО в одну, и будто бы даже Украина станет первой страной, на которой будет отрабатываться подобная модель отношений НАТО с другими странами. Однако этот вариант ничего не проясняет относительно ПДЧ.
Не секрет, что оппозиция к предоставлению Украине ПДЧ есть внутри НАТО со стороны отдельных стран Альянса. Очевидно, именно поэтому президент Зеленский постарался максимально обтекаемо сформулировать свое отношение к этой проблеме, заявив на совместной пресс-конференции со Столтенбергом, что Украина концентрируется на проведении реформ «не снимая с повестки дня и План действий относительно членства». «Мы готовы доказывать – Украина заслуживает этот формат», – сказал президент. Но перед этим в Одессе вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Дмитрий Кулеба на совместном брифинге с генсеком НАТО прямым текстом заявил, что правительство Украины новую заявку подавать не будет.
Хотя Украине с точки зрения логики защиты своих интересов следовало бы подтвердить свое намерение получить ПДЧ, даже несмотря на раздражение отдельных чересчур осмотрительных по отношению к России членов Альянса. Речь идет о том, готова ли наша страна уступить давлению России и отказаться от евроатлантической повестки, или все же членство в Альянсе остается в числе наших внешнеполитических приоритетов. И если верно второе – то необходимо перебросить мяч на сторону Альянса. Это дало бы возможность начать разговор о конкретных сроках вступления в НАТО. Развивать совместимость и переходить на стандарты Альянса – это хорошо и правильно. Но надо понимать и перспективу.
Евгений Плахута / Деловая столица