Глава Офиса президента Андрей Богдан наконец-то попытался внятно объяснить, как именно новая украинская власть намерена строить отношения с Российской Федерацией. Получилось весьма по-евангельски, в духе непротивления агрессору.
В своем последнем интервью главе Офиса президента, разумеется, пришлось отвечать на вопросы об обмене пленными, формуле Штайнмайера, отводе войск и других уступках России, вызвавших столь бурную реакцию общества. И надо сказать, ответ Богдана получился достаточно обстоятельным, более того, его спич претендует на то, чтобы считаться некой стратегией новой власти в отношении страны-агрессора.
Итак, как же, по мнению начальника президентской канцелярии, выстраивается политика относительно России и на какой результат в команде Зеленского рассчитывают? Здесь все более-менее просто. И обменом пленными, и согласившись на формулу Штайнмайера, и другими уступками власть сейчас «и для Украины, и для внешнего мира» демонстрирует «движение к миру». «И противоположной стороне, России, нужно как-то отвечать, потому что позиция «я ничего не слышу, я ничего не вижу» не воспринимается обществом даже внутри России, – продолжил Богдан. – И вообще, нужно понимать, наши активные действия, наша миролюбивая позиция рассчитана не только на международное сообщество. Она рассчитана на граждан России».
Далее Богдан пустился в рассуждения о том, что для того, чтобы в вопросе достижения мира что-то изменилось, «нужно переключаться на ментальность россиян». Которые, уверен Богдан, из-за российских СМИ «накручены очень враждебно к Украине, они считают нас какой-то негативной нацией, националистами». И в позиции, продолжил свою логику Богдан, «когда мы открыты, мы хотим и идем навстречу, а руководство России упирается, и аргументации, почему это происходит, нет – с той стороны уже начнутся вопросы: а почему мы ведем себя неадекватно?». Далее, судя по всему, по логике Богдана, Владимир Путин будет вынужден под давлением российского народа отступить из Украины. То есть Зеленский, подставляя агрессору щеку, убедит россиян, что украинцы не какие-то злобные бандеровцы и фашисты, а вполне адекватные и, главное, мирные люди, а россияне, в свою очередь, объяснят своему президенту, что воевать с братским народом как-то нехорошо получается. Глядишь, еще и Крым уговорят вернуть. Вот такой получается простой и гениальный план по умиротворению агрессора.
Говорить, что этот план чудовищно наивен, и указывать его внутреннюю нелогичность как-то совсем уж неловко. Тем более что вся карьера Богдана, и прошлая и нынешняя, не дает нам сомневаться в том, что нынешний глава Офиса президента далеко не наивен и совсем не глуп. Обратим лишь внимание на несколько аспектов риторики Богдана. Все сказанное им очень уж напоминает несколько подзабытую логику пророссийских политиков «помаранчевого» периода. Когда-то нынешний формальный лидер медведчуковской ОПЗЖ Юрий Бойко с рекламного ролика, обращаясь к команде президента Ющенко, утверждал: «Это не Россия отключила нам газ, это вы не смогли с ней договориться». Сегодня Богдан говорит все то же самое, только вместо газа – война, да еще в формулу, где «Россия – братская страна», добавлен «плохой Путин».
А еще риторика Богдана – это зеркальное отображение типичной риторики россиян, для которых украинцы – один народ, за исключением узкой прослойки «бандеровцев», «националистов» и «русофобов», которые, разумеется, полные отморозки и неадекваты. И для полного единения и братства с Украиной России достаточно лишь помочь «адекватным украинцам» отобрать власть у «неадекватных бандеровцев». В последние годы даже слово было красивое придумано путем добавления префикса «адек» к оскорбительному прозвищу русских шовинистов «ватник».
Именно клеймо «неадеквата» российская пропаганда вешала в свое время и на Ющенко, и на Порошенко. Что же до Януковича, то пока он готовил ассоциацию с ЕС, то его адекватность была под сомнением, а когда начал делать то, что нравилось Кремлю, то тут же был возвращен в категорию адекватных и нормальных. Зеленский сегодня для Кремля в некотором смысле в положении Януковича, то есть его «адекватность» с точки зрения россиян пока сомнительна. И хотя в Москве сегодня не слишком скрывают своего пренебрежения к нынешнему украинскому президенту-кавээнщику, там все еще рассчитывают на его возможную «адекватность».
Однако вернемся к Богдану и его плану умиротворения агрессора. На кого же рассчитана вся эта наивная логическая конструкция? С одной стороны, это можно воспринимать как некий сигнал «за поребрик», Украина, дескать, готова быть «адекватной» для Москвы, то есть готова идти на новые уступки ради мира. Однако это, конечно же, далеко не самое главное.
В первую очередь объяснение Богдана направлено на собственного избирателя. Недаром глава Офиса президента все в том же интервью не единожды заострял внимание на том, что самое главное для команды Зе – это социология. Дескать, у Зеленского готовы делать то, чего хочет народ, даже если последствия этих действий могут оказаться разрушительными. Последнее, как свято уверен Богдан, народ Зеленскому скорее простит, чем задержки с незамедлительным исполнением воли народа. Похоже, Богдан все еще свято верит в 73% Зеленского, которые больше всего хотят мира и не слишком готовы думать о том, чем за этот мир придется заплатить. Для этой категории избирателей, равно как и для собранного Зеленским пророссийского электората Партии регионов, объяснение Богдана более чем удовлетворит.
Ну а та часть избирателей Зеленского, которая все еще остается на патриотических позициях, должна удовлетвориться рассказами о «плохом Путине» при хороших, но одурманенных пропагандой россиянах. Да и скандальный Богдан для них все равно не авторитетен, для них что-нибудь патриотическое скажет либо сам Зеленский, либо кто-то другой из его команды.
При этом и тем и другим придется в ближайшее время стать свидетелями новых уступок Путину со стороны Зеленского. Сначала будет-таки осуществлено отведение сил в Золотом и Петровском, потом дойдет очередь и до особого статуса, амнистии, русского языка и тому подобного. Протесты, конечно же, будут, но их постараются канализировать и маргинализировать, а фокус общественности будут переводить на «посадки старых коррупционеров» и достижения в виде возможного нового обмена пленными. При этом, если условные 73%, даже если они в реальности сожмутся до 51% процента обычных обывателей, будут в целом удовлетворены «замирением России» по плану Богдана, с пути уступок Путину команда Зе сходить уже не станет.
Виталий Дяченко / Деловая столица