Благодаря недавно опубликованной переписке чиновников США, мир теперь знает, насколько неуклюже администрация Трампа пыталась заставить украинского президента Владимира Зеленского служить своим политическим интересам. Возможно, это унижение, наконец, станет американцам уроком: такое вмешательство в дела иностранных государств не обернется ничем хорошим, пишет Леонид Бершидский для Bloomberg (перевод – Новое время).
Письма, обнародованные в ходе запуска процедуры импичмента в Конгрессе, иллюстрируют, насколько далеко готовы зайти высокопоставленные дипломаты США ради достижения своих целей: требовать от Зеленского официального заявления о расследовании – вмешивалась ли Украина в выборы США в 2016 году, чтобы помочь Хиллари Клинтон, и скрывал ли бывший вице-президент Джо Байден свое участие в коррупционной схеме в компании, где его сын Хантер являлся членом совета директоров.
Две идеи, популярные среди любителей теорий заговора в рядах американских консерваторов, не имели под собой никаких доказательств. Старший Байден хвастался тем, что вынудил экс-президента Украины Петра Порошенко уволить тогдашнего генпрокурора Виктора Шокина, угрожая задержкой займа в $1 млрд США. Но нет никаких оснований для заявлений – сделанных Шокиным и президентом Дональдом Трампом – о том, что Байден сделал это ради того, чтобы остановить расследование по делу компании Burisma.
Тем не менее, судя по опубликованной переписке, дипломаты США очень старались, чтобы Зеленский придал этим теориям правдоподобности. Гордон Сондланд, американский посол в Европейском союзе, написал Курту Волкеру, специальному представителю Госдепа США в Украине, что президент хотел, чтобы Зеленский сделал заявление, которое Сондланд назвал «возможным для донесения». Волкер передал просьбу помощнику Зеленского – Андрею Ермаку и просил других американцев сделать свой вклад, чтобы он мог «правильно посоветовать З., что он должен говорить». Вот слова, которые он предложил сказать украинскому президенту: «Мы планируем инициировать и провести прозрачное и беспристрастное расследование всех доступных фактов и эпизодов, включая касающихся Burisma и выборов-2016, которое поможет избежать этой проблемы в будущем».
Зеленский никогда не делал этого заявления – и не смог бы, по правовым и политическим причинам. У украинского президента нет полномочий для начала расследования, это обязанность независимого прокурора. Более того, он обещал избирателям отказаться от коррупционных практик своих предшественников и перестать вмешиваться в работу правовой системы. Он подтвердил эту позицию на сентябрьской пресс-конференции с Трампом в Нью-Йорке. Однако новый генеральный прокурор Украины сказал на прошлой неделе о планах рассмотреть в числе других дело Burisma.
Почему тогда Ермак (судя по переписке) выказывал желание подчиниться непривычной просьбе США в ответ на точную дату визита украинского президента в Белый дом? Это противоречит словам Ермака в интервью для украинского новостного сайта, дескать, он сопротивлялся, сказав адвокату Трампа Руди Джулиани, что все расследования администрации Зеленского будут прозрачны и не будет никаких команд «прикрой/открой» по звонку людей Зеленского.
Скорее всего, Ермак водил команду Трампа за нос. Прямое «нет» могло бы подорвать план Зеленского о получении поддержки для мирных переговоров с Россией при посредничестве Германии и Франции. Как только американцы спланировали бы встречу Зеленского с Трампом, украинский лидер мог бы сделать какое-то необязывающее заявление о вмешательстве в выборы и Burisma, не обещая расследования. К тому времени было бы сложно отменить визит в Белый дом.
В любом случае, дипломатам США во всем этом фиаско крупно не повезло. Им не удалось удовлетворить своего импульсивного президента, и они попались во время попытки заставить иностранного лидера сделать нечто неправомерное, при этом, не заботясь о местных политических последствиях.
Это не первый раз, когда вмешательство в дела Украины сыграло против американских чиновников. В начале 2014 года то, как Виктория Нуланд, официальный представитель Госдепартамента США времен Обамы, планировала изменения в кадровом составе украинского правительства, еще во время каденции президента Виктора Януковича, попало на пленку. План не сработал, но запись – на которой Нуланд нецензурно отзывается о Европейском Союзе – оказалась на YouTube, скорее всего, не без помощи россиян. Нуланд вынудили извиниться перед европейцами.
Байден тоже участвовал в некомпетентном вмешательстве, будучи вице-президентом во время правления Обамы и отвечая за украинское портфолио. Увольнение Шокина – лишь один пример. Целью Байдена было убрать прокурора, которого одинаково ненавидели активисты-антикоррупционщики и европейские союзники Украины, но Порошенко заменил Шокина своим близким союзником Юрием Луценко, который позволил президенту и его союзникам еще легче совершать политическое вмешательство в расследования.
Вся эта омерзительная история должна показать американским дипломатам: кто и на какую должность назначен в Киеве – не их дело и не им решать, что скажет украинский президент (даже если это отлично бы смотрелось в агитационной кампании). Страна может быть ценным союзником США в сложном регионе. Она доказала свою способность противостоять российскому давлению в непростых ситуациях. Но эти отношения станут полезны обеим сторонам, только если американцы будут следовать тем принципам, о которых они проповедуют – главенству права, например, и верховенству общественного блага над политической выгодой.
У Запада достаточно законных путей для удержания Украины на правильном пути. В них входят конкретные и прозрачные политические требования, которыми США, Европа и МВФ сопровождают программы помощи. Целью должна быть – как подметил даже Сондланд в опубликованной корреспонденции – следующая правилам и менее коррумпированная Украина. Грубый политический торг, которым чиновники США неоднократно занимались в последнее годы, явно не поможет ей в этом.