неділя, 24 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

На грани «зрады»: Почему «формула Штайнмайера» в нокдауне, но еще может подняться Дипломатическое давление союзников Украины заставило Зе-команду остановить свой проект «мир через полгода», суть которого заключалась в выполнении всех требований Кремля в обмен на неопределенные обещания

Читая о результатах вчерашнего заседания Трехсторонней контактной группы в Минске, а также заявления причастных к этому дипломатов в украинских и российских СМИ, возникает впечатление, что страны находятся в двух параллельных вселенных.

Например, министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко на совместном заседании парламентских комитетов по евроинтеграции и иностранных дел громко заявил о том, что он дал согласие на применение «формулы Штайнмайера» по урегулированию ситуации на оккупированной части Донбасса. При том сделал это еще 2 сентября, на встрече советников президентов «нормандской четверки». Зато согласно данным российских СМИ, «украинская делегация в ходе встречи контактной группы в Минске отказалась закреплять на бумаге и подписывать «формулу Штайнмайера», мотивируя это тем, что этот документ не предусмотрен минским комплексом мероприятий». А по данным других СМИ из той же страны, незабвенный Леонид Данилович Кучма на заседании взял и заявил, что не подпишет согласованную редакцию «формулы Штайнмайера», поскольку это вызовет протесты в его стране. А еще один участник ТКГ со стороны Украины, Валерий Гребенюк, вообще покинул заседание в знак протеста и ждал Кучму в холле отеля.

Аналогично выглядит и ситуация с разведением войск. Командующий операции Объединенных сил, генерал-лейтенант Владимир Кравченко сообщил, что проводятся активные мероприятия по отводу войск вдоль всей линии разграничения на Донбассе. Проходят сутки, и вот уже глава Минобороны Андрей Загороднюк утверждает, что разведение войск на Донбассе будет происходить не так чтобы завтра. И не сразу по всей линии разграничения, а постепенно и на отдельных участках. И вообще, сейчас Генштаб работает только над планом разведения и учитывает все возможные риски. Проходит час, и из России доносится весть о том, что даже разведение сил в Петровском и Золотом сейчас фактически сорвано. Как, не исключено, и факт проведения «нормандского» саммита.

В чем причина такой удивительной изменчивости позиции украинской стороны? Определенные догадки на эту тему лежат на поверхности. Активные усилия американских дипломатов, которые на протяжении последних четырех дней пытались убедить новую украинскую власть в опасности безоглядного согласия на все предложения России, кажется, принесли свои плоды. И обращение спецпредставителя Волкера к гражданам Украины через крупнейшие украинские телеканалы, и разговоры руководителя Госдепа Помпео с Пристайко, и жесткие антироссийские заявления временного поверенного в делах США в Украине Тейлора – все это заставило Зеленского и представителей его администрации задуматься над простыми и очевидными вопросом – как можно подписывать какие-то обязательства в обмен на неопределенные обещания Владимира Путина? Или как можно отводить войска с линии фронта до появления каких-либо четких двусторонних политических договоренностей? Позицию США, пусть и в смягченном виде, поддержали и в ОБСЕ. Что, в сумме, кажется и привело к тому, что фактическая капитуляция Украины, к которой была готова действующая исполнительная вертикаль, не состоялась, и Леонид Данилович включил обратный ход.

Но надеяться, что в Кремле так легко согласятся с поражением и немедленно предложат нам льготные условия, было бы, пожалуй, нелогично. Путин, безусловно, сделает еще как минимум одну попытку настоять на своей версии мира на Донбассе. Но выбор методов у него на этой стадии – уже небольшой. Принудить украинское руководство к непопулярным шагам он может только одним способом – увеличивая цену ожидания. Проще говоря – наращивая интенсивность боевых действий.

Поэтому бойцам ВСУ, очевидно, не стоит паковать вещи, готовясь взрывать укрепления на передовой, а насыпать лишний слой земли перед прилетом очередных аргументов с российской стороны.


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим