п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Чем привлечение США к «нормандскому формату» аукнется для Украины Единственное, что мешает украинцам порадоваться неожиданной готовности Трампа помочь договориться с Путиным – это странные совпадения

Вчера геополитическая позиция США в процессе решения украинско-российского конфликта претерпела, казалось бы, существенные изменения. Отвечая на вопрос журналиста «Голоса Америки» о том, могут ли США присоединиться к переговорам в «нормандском формате», Дональд Трамп ответил: «Если им (очевидно, Украине, России, Франции и Германии – ред.) нужно, чтобы я присоединился, я бы присоединился».

Казалось бы, вот он – миг успеха. Действующий президент Украины Владимир Зеленский еще перед выборами продвигал идею привлечь США к процессу переговоров в «нормандском формате», а Вашингтон все это время скромно молчал. Точнее, представители Госдепа, конечно, «не исключали такой возможности», но эта дипломатическая форма отказаться отвечать на нерелевантные вопросы ни в какие сравнения не идет с прямым согласием Дональда Трампа. Кажется, «Америка нам поможет». Ну, или, по крайней мере, обещает помочь.

Есть, конечно, легкие сомнения относительно того, захочет ли Москва участия Вашингтона в процессе переговоров, но на волне «конструктивного диалога двух Владимиров» предположить можно все.

Единственное, что мешает порадоваться неожиданной готовности Трампа помочь нам договориться с Путиным, – это странные совпадения.

Первое из них заключается в том, что интерес к украинской тематике был озвучен в аккурат в тот же день, когда Трамп был вынужден признать, что переговоры о мире в Афганистане, в которых он лично принимал активное участие, потерпели полную неудачу. После года тайных встреч между представителями «Талибана», законного правительства Афганистана и представителями США, после того, как талибы и президент США сошлись на том, что американские войска следует возвращать из Афганистана домой (а мнение законного правительства никого не волновало), после того, как была назначена встреча в форте Кэмп-Дэвид, где представители «Талибана» должны подписать с официальным правительством Афганистана мирное соглашение, все развалилось за считанные часы. В серии терактов, устроенных талибами, американские войска понесли потери. «Думаю, этим переговорам пришел конец», – заявил Дональд Трамп за несколько часов до того, как выразить согласие на участие в «нормандском формате».

И эпизод с Афганистаном – это не единственная случайная неудача президента США. Перед тем был план «примирения с Северной Кореей», который привел только к тому, что Пхеньян спокойно развил как ядерную программу, так и ракетные технологии при бездействии США.

Был план «жесткого давления» на Иран, который завершился тем, что Тегеран продолжает накопление высокообогащенного урана.

Был план «заставить ЕС больше тратить на оборону», который привел к эпической ссоре с Берлином и Парижем и почти незаметным успехам в наращивании европейской обороноспособности. Был план торгового блицкрига» с Китаем, который завершился затяжной позиционной войной, что в одинаковой степени истощает как США, так и Поднебесную.

И опять-таки в тот же день, как Трамп заинтересовался участием в «нормандском формате», совместное расследование трех конгрессионных комитетов, которое проверяет возможное давление Трампа на Украину с целью получения компромата на Байдена, стало требовать выдачи документов из Белого дома, которые «касаются попыток Трампа и Джулиани манипулировать системой юстиции Украины с целью получить преимущество на перевыборах президента» и поставить под удар потенциального политического противника». Только совпадения?

Таким образом, оглядываясь как на «миротворческие инициативы» Дональда Трампа, так и на успешность всех остальных его международно-политических инициатив, возникает один единственный вопрос. Неужели переговорный процесс в «нормандском формате» кажется кому-то слишком простым и слишком успешным, чтобы привлекать к нему еще и Дональда Трампа?


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим