Дальновидное решение американской дипломатии избежать визита Трампа в Европу и оставить его играть в гольф дома под предлогом борьбы с ураганом, на первый взгляд, снизило вес межгосударственных встреч, которые состоялись на этих выходных в Варшаве.
Впрочем, как показала практика, вице-президент США Майкл Пенс не только отбыл протокольную часть мероприятия, не вызвав публичных скандалов – что далеко не всегда удается его патрону, но и успешно передал приветствие Трампа всем присутствующим. В том числе – и президенту Украины, который услышал крайне желаемые слова о своем «очень сильном старте», а также о том, что Соединенные Штаты продолжат поддерживать Украину в вопросах безопасности и территориальной целостности. Эти слова, по крайней мере, на некоторое время, должны развеять домыслы недоброжелателей о том, что отношения между Киевом и Вашингтоном сейчас не такие хорошие, как пытаются показать в обеих столицах.
Впрочем, кроме этих чисто протокольных обязанностей, вице-президент США еще и подписал ряд прелюбопытнейших договоренностей, которые в обозримом будущем могут в определенной степени изменить экономическую, а частично – и геополитическую реальность Европы. Речь идет, конечно, о сделке, в которой прописано сотрудничество между Украиной, США и Польшей, направленная на усиление региональной безопасности газоснабжения. Суть ее сводится к тому, что Польша и Украина получают возможность уменьшить свою зависимость от российского газа с помощью постройки терминала сжиженного газа в Свиноуйсте и строительства газопровода Baltic Pipe, который соединит Польшу с Норвегией. Если оба этих процесса будут происходить согласно имеющимся планам, то уже в 2021 году, в результате увеличения мощности терминала, Польша сможет поставлять Украине 6 млрд кубометров газа. После начала работы газопровода, который на самом деле имеет небольшую мощность – всего 8 миллиардов кубов в год, эта цифра еще увеличится.
С одной стороны, эти цифры явно недостаточны для того, чтобы не то что перекрыть газовый импорт Украины – а даже полностью отказаться от российского газа. Поэтому все это частично похоже на повторение истории с углем Трампа. Украина покупает небольшое количество энергоносителя по более высокой цене ради получения каких-то геополитических преимуществ.
Хотя, следует отметить, что эти преимущества не будут для нас лишними. Поскольку став покупателем американского газа, Киев будет более интересным не только для Трампа, с его идеей-фикс о развитии добывающей промышленности США, но и для любого из его преемников.
В этом месте украинские антизападники могут отметить, что только начав избавляться от зависимости от России, новая украинская власть движется в сторону зависимости от Вашингтона. Но это не так. Поскольку, в отличие от газопроводов, которые в свое время прочно связали «братские народы», сжиженный газ – это шаг к свободному конкурентному рынку. Потому что через польские терминалы можно получать как газ из США, так и катарский, саудовский – и какое угодно еще голубое топливо.
В этом и заключается ключевое преимущество эксперимента с американским сжиженным газом. Если он выйдет успешным, Украина вполне способна построить собственный LNG-терминал на Черном море. В перспективе – возможность сотрудничества, например, с Турцией, которая кроме российского «потока» пытается развивать транспортировку газа, например, из Туркменистана.
А другим ключевым для нас моментом в будущем сотрудничестве является тот факт, что Украина получит более прочные экономические связи с Польшей. В Варшаве давно хотели превратить свой газовый терминал в хаб для поставки голубого топлива в Украину и Прибалтику. После реализации этого проекта взаимозависимость Киева и Варшавы вырастет и отношения между двумя странами, вероятно, станут более прагматичными и менее зависимыми от темы взаимных исторических обид, которую так любят использовать польские популисты. Тем более, что на встрече Зеленского с президентом Польши Дудой якобы был достигнут заметный прогресс в деле вывода дискуссии об истории из сферы интересов политиков и попытки найти истину силами историков.
Кто знает, какой будет политическая судьба действующего президента США с его политикой «новейшей изоляции», которая, к счастью, имеет в основном декларативный характер. Равно как неизвестно, какой будет судьба его украинского коллеги, который сейчас обещает своим избирателям «все реформы за один год». Правда, большинство подобных анонсов до сих пор звучат почему-то за пределами Украины.
Но новая схема топливно-энергетических связей, зафиксированная на этой встрече, может пережить правления их обоих и начать процесс финального и необратимого преобразования российского газа из фактора геополитического влияния в обычный энергоноситель, который кто угодно может купить у кого угодно.
Тарас Паньо / Depo.ua