Президент Владимир Зеленский совершил свой первый официальный вояж по ту сторону Черного моря. Направление выбрано верно, но прежде чем разобраться, как прошла его встреча с турецким президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом, нужно обратить внимание на багаж, с которым украинский гарант ехал в Турцию.
Судя по всему, советчики и советники президента наработали определенный план действий. Его реализация началась со второго уже звонка Зеленского лидеру РФ Владимиру Путину, поводом для которого стала гибель четырех украинских морпехов под Павлополем, перед встречей с Эрдоганом, ранее уже выступавшим посредником в переговорах об освобождении украинских узников Кремля. Вероятно, Зеленский упрашивал Путина помимо того, чтобы тот повлиял на «ту сторону», также вернуть домой украинских моряков.
Каков исход этого телефонного разговора? С одной стороны, возможно достижение определенного прогресса в этом направлении, учитывая, что Зеленский сразу отзвонился президенту Франции Эммануэлю Макрону насчет организации встречи в нормандском формате, «пока клиент еще тепленький». С другой стороны, не исключено, что напротив — Путин выдвинул встречные условия на челобитную Зеленского. И тот обратился к Макрону, чтобы запустить процесс организации встречи «нормандской четверки», которую Путин или кто-либо из Кремля с большей долей вероятности проигнорируют. Таким образом Киев показал бы, что россияне не желают договариваться… Ну и что? Какая практическая польза от такого жеста, ведь весь мир и так в курсе, что кремлевцы недоговороспособны?
Если верна вторая гипотеза, то такой сценарий определенно повлиял на ход переговоров с Эрдоганом — с человеком, имеющим опыт общения с Путиным, да и ведущим схожую политику. Зеленский надеется на более активное участие президента Турции в разрешении или хотя бы сглаживанию острых углов между Украиной и Россией, в частности касаемо освобождения политзаключенных, усиления давления на Москву с целью добиться прекращения преследования крымских татар и украинцев, активизации военно-морского сотрудничества в противовес РФ в Черном море. Как заявили во время брифинга оба лидера, эти вопросы поднимались во время их личной встречи, длившейся почти два часа, и в более расширенном формате.
Кстати, о Крыме как об одной из ключевых и перспективных для Украины и Турции тем. Зеленский во время брифинга сказал очень занятное предложение: «В будущем у нас будет очень много побед и потому о Крыме мы очень долго говорили». То есть некие подвижки в этом вопросе все же есть, какие-то планы и наметки совместных действий. Скорее всего, они касаются непосредственно статуса автономии и языка крымских татар, что пребывает в замороженном состоянии не только из-за агрессии России, но и Украины и ее бездействия последние четверть века.
На это же указал и Эрдоган, сказав: «Долгие годы мы придерживались позиции решения крымскотатарского вопроса, но, к сожалению, не было никакого результата». При этом добавил, что Анкара продолжит работать в этом направлении и ожидает должного энтузиазма со стороны нового президента Зеленского. «Верю, что уважаемый господин Зеленский не безнадежен в этом вопросе», — сказал президент Турции. У слова «не безнадежен» явно негативная окраска, но это лишь трудности перевода или точнее восприятия, как пояснил журналист Осман Пашаев. По его словам, «ümitsiz değil» дословно переводится «не безнадежен», а на турецком имеет иной смысл: «когда вы полагаете, что у третьего лица надежда есть».
Ты еще зелен
Так что Эрдоган возлагает определенные надежды на шестого президента Украины. Однако достиг ли успеха Зеленский в Анкаре? Смог ли найти нужные слова и обещания для Эрдогана? И какое вообще впечатление произвел на турецкого лидера? Ряд заявлений обоих косвенно указывают на то, что триумф не состоялся. Для начала Зеленский заявил, что «мы нашли общий язык и заложили хороший фундамент для дальнейшего плодотворного диалога». Если учесть, что при Порошенко такой диалог между странами уже был выстроен, то в данном конкретном случае речь идет о «фундаменте для диалога» непосредственно между Эрдоганом и Зеленским.
Далее. Как политик, как лидер Зеленский явно не впечатлил сурового созидателя неоосманской империи, сохранявшего каменное лицо практически все время брифинга. Саркастическая улыбка скользнула по губам президента Турции, когда он пожурил украинского коллегу за излишнюю разговорчивость при ответе на вопрос украинской журналистки, адресованный им обоим: «Наверное, мне уже нечего добавить». И сразу же поддел Зеленского за его рассказ о браслетах с именами украинских моряков, которые он поклялся носить, пока те не будут освобождены: «Если каждый раз надевать браслет на руку, скоро места на руке не останется. Мы переживаем много событий, которые могут потребовать от нас надевания браслетов. Во всем мире люди испытывают муки — от Керченского пролива до Палестины и Мьянмы». Заметим, Эрдоган позволил себе такой подкол в отношении человека, которого одним из первых поздравил с победами на президентских и парламентских выборах.
Этим президент Турции дал понять Зеленскому, что он тертый калач и браслетами (каким бы символом они ни были) его не проймешь. И в то же время реплика может свидетельствовать об изрядной доле разочарования в своем визави. Конкретная помощь, которой хочет от него Зеленский, имеет весьма конкретную плату. Одними неподкрепленными четкими и реалистичными проектами обещаниями вывести рост украинской экономики на 5-7% ежегодно, провести большую приватизацию, создать эффективные правила работы на энергетических рынках и упростить правила ведения бизнеса, турецкий бизнес в Украину не заманить.
Хотелки Эрдогана
Да, сам Эрдоган с завидным постоянством заговаривает о $10 млрд торгового оборота — от встречи к встрече с украинскими президентами. Это уже явно вошло в привычку. Возможно, даже на автомате он упомянет пресловутые 10 млрд, когда торговля (а вдруг!) достигнет $15 или 20 млрд. Но пока до этого показателя страны все никак не дорастают. И у турецкого президента есть определенный набор требований, которые он озвучил главе украинского государства.
Во-первых, нужно уже поставить точку в создании зоны свободной торговли, визированной Зеленским перед визитом в Турцию в отношении Израиля, который, на секундочку, «обижает» палестинцев и вместе с киприотами и греками ставит палки в колеса Турции как экспортера газа в Европу.
Во-вторых, Эрдоган подчеркнул (украинские СМИ почему-то это проигнорировали) необходимость сохранения текущих тенденций по отлову в Украине представителей организации FETÖ проповедника Фетхуллы Гюлена, обвиняемых в Турции в попытке совершения госпереворота. В чем, заметим, мнения у Анкары и Вашингтона расходятся.
В-третьих, турецкие агрохолдинги, очевидно, интересует украинская земля, рынок которой Зеленский на бизнес-форуме в Стамбуле пообещал открыть в следующем году (правда, остается неясным, как это будет делаться без соответствующим образом упорядоченного кадастра. Кроме того, это заявление указывает сенсационное намерение обойтись без запрета на продажу земли иностранцам). Президент отметил, что некоторые турецкие компании уже владеют землей в Украине, но таковых должно быть больше: «Надеюсь, таких компаний станет намного больше, особенно в южной части Украине, где есть потребность в создании и развитии мелиоративных систем. Тут мы также рассматриваем возможности для государственно-частного партнерства».
В-четвертых, возможно участие турецкого бизнеса в развитии туристической отрасли и индустрии развлечений на украинском побережье Украины. Так, Зеленский на том же форуме объявил о легализации азартных игр в Украине и пригласил турок «расти вместе». К слову, в Турции еще относительно недавно действовал запрет на азартные игры и сейчас казино в этой стране не так уж много. Да и светочу мусульманского мира Эрдогана такая «зараза» не нужна. Что не мешает заработать на ней, только по другую сторону Черного моря.
Эти пожелания как публичные, так и оставшиеся за закрытыми дверьми президент Украины, конечно же, попытается выполнить. Уж слишком ценна Турция как торговый партнер и политический союзник.
В целом же «смотрины» Зеленского в принципе прошли неплохо. Для Эрдогана. Президент Турции лично увидел, услышал, и понял, какого полета перед ним птица, а главное, сколько перьев можно у нее выщипнуть при необходимости. Но нельзя сказать, что Зеленский в проигрыше. Такие визиты и встречи со стратегическими партнерами сами по себе очень важны. К тому же Анкара и без того заинтересована в развития сотрудничества с Украиной по ряду направлений, а потому любые заключенные сделки уйдут в копилку Зеленского, критикуемому за неопытность во внешней политике.
Владислав Гирман / Деловая столица