Александр Лукашенко подписал закон об изменениях в ст.130 Уголовного кодекса Беларуси, согласно которым в стране вводится уголовная ответственность за использование:
– черно-красного флага,
– герба батальона «Азов»,
– портретов Бандеры и Шухевича,
– всех разновидностей свастик нацистов и их союзников, а также рун.
Провинившихся будут наказывать с формулировкой «за умышленные действия, направленные на возбуждение расовой, национальной, религиозной вражды или розни, за унижение национальной чести и достоинства и реабилитацию нацизма». Наказание – до пяти лет тюрьмы.
Вносятся поправки в ст. 17.10 Кодекса об административных правонарушениях: наряду с «пропагандой, публичной демонстрацией, изготовлением и распространением нацистской символики или атрибутики» будет введена ответственность и за те же действия с символикой или атрибутикой «экстремистских и террористических организаций». Кроме того, предусмотрено наказание и за хранение или приобретение в целях распространения такой символики и атрибутики.
Министерство внутренних дел сразу прокомментировало новые поправки в Уголовный и Административный кодексы Беларуси. «Новый закон предусматривает уголовную ответственность за публичную реабилитацию нацизма. Это позволит привлекать к ответственности тех лиц, которые публично одобряют нацизм, или отрицают преступления нацистского режима, либо прославляют и оправдывают нацистских преступников и их пособников, – сказано в комментарии на сайте МВД. – Введение уголовной ответственности обусловлено повышенной опасностью деятельности этих людей, поскольку они преследуют цели изменить сознание людей, подменить их ценностные ориентиры, сформировать в них чувство социальной вражды и ненависти».
По словам белорусских милиционеров, началом инициативы МВД по борьбе с пропагандой нацизма послужило возмущение простых людей, перед которыми «все чаще стали красоваться своими фашистскими татуировками и приветствиями некоторые личности, и эти происшествия стали достоянием широкой общественности». «При этом в интернете стали распространяться псевдоисторические публикации, которые искажают события прошлого, оправдывают нацистских преступников и их пособников, одобряют их ужасающие преступления».
В свою очередь, начальник третьего управления ГУБОПиК МВД (т. е. главный по борьбе с экстремизмом в Беларуси) Михаил Бедункевич признал, что его ведомство боится «веяний», исходящих из Европы и, в частности, Украины: «Важно отметить: неонацизм возник не в нашей стране и проблема с ним обусловлена событиями в некоторых европейских государствах, взявших курс на поддержку неонацистских настроений, и подогреваемыми оттуда попытками извратить результат Великой Отечественной войны».
Сразу скажу, как человек, 44 года проживший в Беларуси: белорусская милиция в данном случае сама придумывает себе работу (ну и прибавку из госбюджета, конечно.) Беларусь во Второй мировой войне потеряла треть своего населения, так что в белорусском обществе предпосылок для роста популярности нацизма чуть меньше, чем совсем нет. Даже несмотря на то, что сам Лукашенко публично восхищается Гитлером.
Неких условных «неонацистов» в Беларуси если и ловят, то ими почти всегда оказываются малолетние футбольные фанаты, набившие себе татухи со свастиками исключительно по причине микроцефалии. Единственный серьезный инцидент в последние годы – скандальная история посаженного в тюрьму «батюшки со свастикой».
Священника РПЦ Константина Бурыкина начали называть «батюшка со свастикой» осенью 2016 г. после ареста. Во время обыска у него изъяли литературу, диски с военной хроникой Третьего рейха, оружие, патроны. Бурыкин не скрывал свою дружбу с «Русским национальным единством», даже во время суда говорил: «Пистолет хранил как память о РНЕ». При этом отличительной особенностью священника была большая татуировка с гитлеровской свастикой.
Обвинение батюшке было предъявлено за хранение трех патронов и пистолета, он был признан виновным и приговорен к трем годам лишения свободы в колонии в условиях усиленного режима. А через пару лет выяснилось, что он был еще и педофилом, долгое время насиловавшим собственную дочь-подростка. При этом Русская православная церковь его до сих пор не осудила – ни за свастику, ни за педофилию.
Так вот: как раз Бурыкина по «экстремистской» статье не судили. Зато готовы судить молодежь, которая весной 2014 г. вышла на улицы Минска с портретами Бандеры и Шухевича, с желто-голубыми флагами, чтобы поддержать борющуюся Украину. Судя по всему, психологическая травма от того митинга у белорусского президента оказалась столь сильной, что он решил спустя пять лет запретить Бандеру, Шухевича, черно-красный флаг и эмблему батальона «Азов». (А может, просто Путин попросил.)
Однако самое фееричное здесь – запрет рунических символов. Можно, конечно, предположить, что тут Лукашенко последовал примеру Швеции – там в мае этого года на волне обострения толерантности местный министр юстиции Морган Йоханссен поднял вопрос о запрете рун, молота Тора и прочей атрибутики, подчеркивающей скандинавскую идентичность.
Не знаю. Однако теперь, похоже, в Беларуси будут вынуждены сажать в тюрьму за знак «Осторожно, высокое напряжение!». Ведь на нем изображена как раз руна «Зиг». Справочники указывают: «Руна «Зиг» (ᛋ) – одна из самых сильных, она имеет и другие названия – Sig, Sigil, Sol, Sowulo. Это руна Победы, Солнца, она наделяет силой и волей к победе, заставляет врагов в страхе бежать, охраняет в битве».
Денис Лавникевич / Деловая столица