Украина с Россией обменялись очередными «залпами» в ходе «паспортной войны». Сначала на официальном российском интернет-портале правовой информации появился указ Владимира Путина об упрощении процедуры получения российского гражданства для всех жителей Донецкой и Луганской областей – в том числе и с контролируемых Киевом территорий.
В ответ на это Офис президента Украины опубликовал информацию о том, что «указ об упрощенном порядке предоставления украинцам российского гражданства» вызвал «негодование и печаль». МИД поручалось разработать механизм предоставления украинского гражданства, как второго, для этнических украинцев из «дружественных нам стран», которые стремятся «приобщиться к развитию своей исторической родины».
Впрочем, «недружественные» страны также не забыли – было поручено разработать механизм упрощенного предоставления украинского гражданства людям, которые страдают от нарушения прав и свобод в своих странах. Причем без четкого определения этнической принадлежности.
На первый взгляд, вся история выглядит как дипломатический спор – в котором Украина пропорциональными мерами отвечает на недружественные действия России. Которая пытается закрепить свое влияние не только на оккупированных территориях, но и на всем Донбассе при помощи раздачи собственных паспортов. С какой-то точки зрения, подобная трактовка событий является логичной.
Впрочем, как всегда, во всей этой истории существуют детали. Сначала – относительно России. Решение о расширении круга претендентов на упрощенное получение гражданства – это не только дополнительный рычаг влияния на Донбасс. Это еще и возможность «подлатать» собственную демографическую ситуацию, которая, по данным ученых, стремительно движется от плохой к катастрофической.
Но решение Кремля будет иметь для Путина и негативные последствия – при чем не только те, которые будут связаны с осуждением со стороны Украины и Запада.
Во-первых, аргумент российской пропаганды о «разгуле нацизма» и «издевательствах над русскоязычными» в Украине может заметно ослабнуть, когда станет понятно, что с подконтрольных Киеву территорий граждане абсолютно не спешат перебираться на Россию. Даже получив возможность гражданства. Во-вторых, разочарование экстремально затратным «Крымнашем» только усилится от того, что за счет появления новых российских граждан существующий «пирог» в виде социальных гарантий, социальных преференций и социальных выплат придется делить на большее количество ртов. Что, в общем, может заметно усугубить и без того высокую социальную напряженность в российских регионах.
А вот в случае касательно Украины, поручения президента Зеленского в случае выполнения будут иметь далеко большие последствия, чем решения Путина.
Если в период президентства Петра Порошенко государство вело последовательную, правда и нередко бессистемную войну с двойным гражданством, то раздача паспортов этническим украинцам в «дружественных» странах неизбежно приведет к прекращению подобной политики. Поскольку даже самые горячие патриоты не захотят избавляться от своих американских, канадских или австралийских паспортов, получая украинское гражданство.
Соответственно, любое возмущение по поводу раздачи венгерских, польских, или каких угодно еще паспортов в отдельных регионах Украины теперь тоже будет выглядеть крайне неуместно.
А вот ситуация с «недружественными» странами, в которых страдают от нарушения прав и свобод, выглядит еще интереснее. Понятно, что этот пассаж был выпадом в сторону «недружественной» России – но формально под это определение можно смело подвести и много других стран. К примеру, Сирию – глава которой Башар Асад вряд ли может считаться приверженцем Киева. А права и свободы нарушаются, в той или иной степени, у всех сирийцев. Что, по логике ЗЕ-команды, автоматически дает им право претендовать на украинское гражданство. Конечно, не факт что все они захотят это право реализовать – но казус может получиться любопытнейший.
А в целом, оценивая стиль и качество внешнеполитических инициатив действующего президента Украины и его политической команды, возникает мысль, что высшему руководству нашего государства необходима крайне сильная «технократическая» команда в МИД, часть из которой займется политическим ликбезом для офиса президента. В противном случае украинские ответы на российскую агрессию могут стать для Киева более опасными, чем инициативы Москвы.
Тарас Паньо / Depo.ua