В интервью РБК-Украина Андрей Богдан посоветовал команде Святослава Вакарчука не выпускать его в телеэфир, потому что так он убивает рейтинг «Голоса». Дельный совет. Однако то же самое можно посоветовать самому Богдану: не давать интервью хотя бы до окончания парламентской кампании. Ведь он убивает рейтинг «Слуги народа».
Мы не касались заявлений Богдана о дружбе с Портновым и объяснений об имуществе и бизнес-партнерах в стиле «не виноватая я, он сам пришел». Остановимся лишь на ключевых политических моментах. Их – четыре: кадры, толкование законов, ситуация с Виталием Кличко и видение мира на востоке через внедрение русского языка на Донбассе как регионального. Начнем с кадров. Назначения, сделанные Владимиром Зеленским за короткий период президентства, многих неприятно поразили. Напомним: фактическим главой СБУ стал его друг Иван Баканов, жена которого много лет живет в Украине, но почему-то не получила украинское гражданство, оставаясь подданной страны-агрессора. Этот факт не стал преградой для назначения Баканова. Если бы нечто подобное случилось при Порошенко, то все СМИ круглосуточно говорили бы о «зраде».
То же самое касается назначения запятнанных лиц председателями облгосадминистраций. Интересно, как Богдан объясняет назначение Андрея Андрейчикова на Одесчине и Виталия Комарницкого на Луганщине. Первый вел какой-то бизнес с Зеленским, то, что он продавал металлолом на подконтрольное России Приднестровье – не преступление. Второго, бывшего депутата Луганского облсовета от Партии регионов, Комарницкого, отобрали эйчары, то есть, какие могут быть вопросы – его же нашли специалисты по персоналу.
«В Украине вообще есть глобальная проблема – кадровый дефолт. Спросите кого хотите. Вы представляете – назначить 24 губернаторв, где их взять?», – спрашивает глава президентского Офиса. Да, с кадрами проблема была всегда, однако это не означает, что надо назначать сомнительных личностей. Господин Богдан любит юмор, поэтому оценим нынешнюю кадровую политику власти анекдотом. Сидит девочка в луже и что-то ест. Мимо проходит сердобольная тетенька и говорит: «Детка, вылезай немедленно, что ты в этой грязи ешь?». А девочка в ответ: «Не знаю, что само приползло, то и ем».
Такая же логика и относительно кандидатов в депутаты. Богдан говорит: округа под денежные мешки не сливали, а если где-то есть вопросы, то это фантазии. Да и за региональные штабы центральный штаб не отвечает.
«Допустим, будет 200 народных депутатов от «Слуги народа». Я понимаю, что какая-то часть из них не оправдает наших надежд. Это новые люди, они ниоткуда, они реально приходили через Facebook, через социальные лифты. Их давали региональные штабы, их советовали эксперты, мы брали людей из офиса BRDO, это разные люди. И 20% из них будут плохие, их купят, они будут брать взятки, потом еще 20%. Но из них 60-70% будут нормальные, идеологические люди», – говорит Богдан.
Стоп! Это же получается обман. Такой же процент депутатов, которые бежали в «тушки» или перекрашивались, был всегда. Так в чем смысл перезагрузки Верховной Рады?
Следующий момент – понимание законов. Господин Богдан толкует их весьма произвольно. Например, признание Конституционным судом конституционности указа о роспуске парламента – это хорошо, а решение суда об отмене переименования проспектов Бандеры и Шухевича в Киеве – это не наше решение. Мол, мы здесь ни при чем, на суды не влияем. И вообще, по таким вопросам нужно проводить местные опросы. Напомним Богдану, что вопрос переименования этих двух проспектов обсуждался и был принят Киевсоветом после этого обсуждения. Если решение суда нам нравится, значит, оно правильное, если нет – мы умываем руки – опасный путь. К сожалению, новая власть уже на него стала.
Третий момент – желание подвинуть из Киева Виталия Кличко, разделив должности председателя КГГА и городского главы. Подобным образом действовал Янукович, когда «отжимали» власть у Леонида Черновецкого. Тогда должность главы горадминистрации отдали Александру Попову, который воспринимался киевлянами как инородное тело. Фактически, угрозы Кличко могут означать две вещи. Первая – Зе-команда, видимо, хочет иметь свою выгоду из столичного бюджета, поэтому это – намек мэру, с кем надо делиться. Вторая – в Кличко на Банковой видят если не потенциального конкурента Зеленскому в случае неблагоприятного для президента хода политических событий с возможными досрочными перевыборами главы государства и новым Майданом, то фигуру, которая в подобной ситуации будет лояльна к массовым протестам. Поэтому в ближайшее время мы станем свидетелями того, как будут трясти кресло под Кличко.
И, последнее – языковой вопрос. «Я бы позволил Донецку и Луганску государственный – украинский, региональный – русский, при условии, что после этого они – территория Украины», – говорит Богдан.
Это – популизм. Причем опасный. Во-первых, к мирному решению конфликта на Донбассе язык никакого отношения не имеет. Зато станет прецедентом для других русскоговорящих регионов. То есть, будем иметь повторение истории с законом Кивалова-Колесниченко. Во-вторых, эти территории живут вне гуманитарной политики Украины и под информационным давлением российской пропаганды больше пяти лет, и сепаратистов из ОРДЛО не интересует, позволит им Киев разговаривать на русском или не позволит. А вот в Украине продолжаются политические спекуляции на теме «пусть говорят на русском, лишь бы вернулись». Эти спекуляции рассчитаны не на жителей временно оккупированных территорий, а на «ватного» избирателя «Слуги народа». Вот, похоже, это и есть главным мотивом языковой риторики господина Богдана.
Юрий Васильченко / Depo.ua