п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Новые друзья: Почему люди Ахметова пойдут в списке Кернеса-Труханова Чем Ринату Ахметову придется платить Игорю Коломойскому за такой политический союз – вопрос открытый

В списке «Оппозиционной платформы – За життя!» неожиданно не оказалось людей Рината Ахметова, несмотря на то, что СМИ много писали о возможном воссоединении двух частей распавшегося «Оппоблока».

Еще не так давно в СМИ циркулировала информация, что «Оппозиционная платформа – За життя», возглавляемая Юрием Бойко и, собственно, «Оппоблок» Рината Ахметова составят единый список, в котором 60% мест достанется людям Бойко, а оставшиеся 40% – кандидатам от Ахметова.

Договариваясь таким образом, «оппозиционеры», вероятно, учитывали, что если математически сложить результаты Бойко и Вилкула на президентских выборах, то объединенный «Оппоблок» мог рассчитывать на 15% голосов и достаточно большую фракцию в новом парламенте, но, по всей видимости, аргументы против объединения оказались весомее.

Здесь стоит вспомнить, что фракция «Оппоблока» в парламенте VIII созыва делилась на две приблизительно равные части – ахметовскую, где на главных ролях были Александр Вилкул с Вадимом Новинским, и «газовиков» под руководством Сергея Левочкина и Юрия Бойко. При этом Вилкул и Бойко считались сопредседателями фракции – в таком состоянии двоевластия фракция и партия дошли до президентских выборов.

Прямо перед избирательной гонкой «газовики», скорее всего, под давлением Москвы, решили объединиться с партией «За життя» Вадима Рабиновича, к которому ранее присоединился кум Путина Виктор Медведчук, вокруг Юрия Бойко. Такое развитие события совсем не понравилось Ахметову, у которого был свой кандидат в президенты Александр Вилкул, поэтому на выборы Бойко и Вилкул пошли отдельно, причем серьезной конкуренции между ними не получилось — Вилкул набрал втрое меньше голосов.

Исходя из этого, нетрудно догадаться, что шансов самостоятельно пройти в парламент у ахметовцев, скорее всего, нет, поэтому воссоединение с бывшими коллегами было для них единственным надежным вариантом. С другой стороны, Ахметов располагает такими финансовыми и медийными ресурсами, которые явно не были бы лишними для Левочкина с Рабиновичем.

Почему же объединение не состоялось? Ответов на этот вопрос может быть несколько. Самый простой – стороны так и не смогли поделить список. У Медведчука, например, посчитали что 40% – это слишком много для Ахметова, чей кандидат в президенты набрал всего 4%, а значит, самостоятельно в парламент, скорее всего, пройти не сможет.

Но вероятность такого не слишком высока, ведь ранее экс-«регионалы» всегда могли найти общий язык. Более возможное объяснение кроется в позиции Москвы, там могли решить, что Ринат Леонидович крайне ненадежный союзник и прямо запретили своим украинским сателлитам брать его в свою партию. Ну, а то, что после начала войны на Донбассе в Москве недолюбливают Ахметова, более-менее очевидно.

Таким образом, Ринат Леонидович и его люди попали в довольно сложную ситуацию. Шансов самостоятельно пройти в следующий парламент у «Оппоблока» крайне мало. Связанная с Ахметовым до недавнего времени Радикальная партия Олега Ляшко пока барахтается на грани прохождения в новый парламент, на последних президентских выборах Олег Валерьевич набрал немногим больше Вилкула – 5,48%. Якобы именно из-за этого после первого тура выборов глава исполкома Радикальной партии и топ-менеджер Ахметова Юрий Зинченко покинул свою должность в партии.

Некоторая часть соратников Ахметова вполне способны попасть в парламент поодиночке через мажоритарку, но все равно очень возможно, что представительство самого богатого человека Украины в новом парламенте будет крайне слабым, что явно будет вредить бизнесу.

В этой ситуации у Ахметова есть несколько вариантов для дальнейших действий. Можно, конечно, попытаться нарастить рейтинг для своей части «Оппоблока» и преодолеть 5%-ный барьер, но это требует серьезных финансовых вложений и не гарантирует результат, ведь конкуренция на пророссийском поле прогнозируется очень высокой.

Можно попытаться реанимировать сотрудничество с «радикалами», с помощью своих медиа максимально его рекламируя и подымая рейтинг. Впрочем, гарантий прохождения РПЛ в Раду также нет, да и Ахметов не может провести через партию Ляшко своих нардепов-«оппоблочников».

Не очень вероятным выглядит и вариант каких-то договоренностей Ахметова с Петром Порошенко, с которым во время его президентства у олигарха было некоторое взаимопонимание. После ребрендинга своей политсилы бывший глава государства наверняка не захочет вести в парламент людей, которые ассоциировались бы с донецким олигархом.

Единственный гарантированный вариант для Ахметова – отправить самых узнаваемых и влиятельных депутатов на мажоритарные округа. Таким образом, в Раду могут пройти, например, Борис Колесников, Вадим Новинский или тот же Александр Вилкул – в общем, 10-15 депутатов, которые, конечно, фракцию не соберут, но в группу вполне могут оформиться.

И последний вариант, который остается у Ахметова, и который подтверждают наши источники – это присоединиться к еще одному пророссийскому проекту партии Геннадия Труханова и Геннадия Кернеса «Доверяй делам», который как раз развернули бурную предвыборную деятельность. Часть людей Ахметова, как крепкие хозяйственники и представители местных элит могут вполне органично влиться в партию «плохих Ген». При этом медийные ресурсы Ахметова могут серьезно помочь молодой политической силе. В то же время часть ахметовцев скорее всего пойдет в парламент по мажоритарке. Таким образом, если «Доверяй делам» преодолеет проходной барьер, у Ахметова в новом парламенте будет достаточно большое представительство и это для него сейчас план-максимум. Если же не преодолеет, то некоторая часть людей олигарха все равно попадет в Раду по мажоритарке и какую-никакую формальную или неформальную группу из них можно будет сколотить. И это уже план-минимум.

Единственная проблема – это отношения Ахметова и Коломойского. Последнего как раз связывают с партией «Доверяй делам». Чем Ахметову придется платить Коломойскому за такой политический союз – вопрос открытый. Но если этот союз все-таки состоится, мы достаточно быстро узнаем, чего он стоил Ахметову.


Денис Сарбей / Деловая столица
Поділіться цим