История с «Партией свободы», лидер которой без колебаний обещал отдавать госзаказ россиянам в обмен на поддержку на выборах – это наглядная и доступная для европейского обывателя демонстрация того, чем на самом деле являются «дружественные к России правые», которые размножились едва ли не в каждой стране ЕС.
Вчера канцлер Австрии Себастьян Курц и его правительство установили своеобразный рекорд. Их правительство первым за всю историю Австрии со времен аншлюса и Второй мировой сумело потерять вотум доверия в парламенте. После решения парламентариев, коалиционное правительство под руководством Курца прекратило существование, а президент Австрии вынужден срочно решать, кто станет новым канцлером во главе временного правительства. Который будет руководить страной до досрочных выборов, которые, наиболее вероятно, произойдут уже в сентябре.
Причины этого события, в принципе, общеизвестны. Хотя для тех, кто не следил за подробностями этого замечательного политически-детективного сериала, можно напомнить ключевые моменты. На прошлой неделе в прессе появилось видео встречи лидера ультраправой «Партии свободы», которая входила в правительственную коалицию, Хайнца-Кристиана Штрахе, с девушкой, которая называла себя «Аленой», и «племянницей российского олигарха Игоря Макарова». У одноименного российского бизнесмена, кстати, племянниц нет – но это детали. После короткого разогрева участники разговора занялись чем-то, что позволяет охарактеризовать дальнейшую запись как «хардкорную» политическую порнографию.
В частности, «Алена» предлагала Штрахе финансовую поддержку для покупки половины акций популярного австрийского издания Kronen Zeitung – для того, чтобы заставить его поддерживать «Партию свободы». А Штрахе в обмен предлагает «племяннице российского олигарха» госзаказ. Порой прерываясь для того, чтобы сообщить, что намерен построить медиапространство «как в Венгрии», и хорошенько «прикрутить» свободную прессу.
Как вскоре выяснилось, Штрахе стал жертвой маленького эксперимента, за которым стоит группа неизвестных людей (один из которых представился таблоиду Bild как «венский адвокат Рамин Мирфахрай» – но паспорта, конечно, не показал), которые совершили «практический эксперимент» в сфере «расследовательской журналистики». Возможно, эти люди вскоре предстанут перед заинтересованной общественностью – но, скорее всего, они так и останутся в тени, давая пищу многочисленным конспирологам.
Впрочем, тот факт, что Штрахе «подставили», не помог ни ему самому, ни австрийскому премьеру Себастьяну Курцу. За вотум недоверия которому проголосовала даже сама «Партия свободы», из-за лидера которой все и началось. И которая, к слову, кроме ультраправых взглядов отмечается еще и тем, что выступает против антироссийских санкций, а в 2016 году подписала соглашение о взаимодействии и сотрудничестве с «Единой Россией».
Конечно, история с «Партией свободы» вряд ли станет решительным и безоговорочным концом «правого Ренессанса в ЕС», который начался несколько лет назад – но, судя по результатам выборов в Европарламент, уже проходит свой пик.
Но два урока с ней, пожалуй, выучат и европейские политики, и европейская общественность. Первый из них заключается в том, что «внесистемные» политики (вроде Штрахе) отличаются от «системных» неумением контролировать свои слова и поступки, и готовностью принимать участие в откровенных авантюрах. Подобная «честность и прямота» может привлечь к ним какое-то количество избирателей – но фатальна для их работы на высоких должностях. Тот же Курц мог бы, при желании, сказать почти все, что сказал Штрахе – но сделать это в такой форме, что скандала – по крайней мере, настолько масштабного – однозначно не случилось бы. А в данном случае продажный фрик и невежда разрушил результаты победы Курца, публично продемонстрировав готовность продать интересы Австрии россиянам за предвыборную копейку. Впрочем, этот урок больше касается политиков, которые теперь трижды подумают, стоит ли блокироваться с ультраправыми, которые мало того, что продажные – так еще и не умеют вести переговоры так, чтобы выйти «сухими из воды».
А второй урок из этой истории более актуален для избирателей, которые искренне исповедуют националистическую идеологию. И заключается в том, что когда право-националистическая партия – любая, из любой страны ЕС – вдруг начинает дружить с русскими – можно не сомневаться, что она готова при случае торгануть своими национальными интересами в обмен на российский «грант». Просто потому, что ни один адекватный европейский националист, какую бы ненависть он не испытывал к власти либералов или европейским бюрократам, не захочет «дружить с Россией», которая является одной из ключевых геополитических угроз в ЕС. И эта простая позиция – которую, к слову, много лет отстаивают польские правые из «ПиС» в Европарламенте, регулярно ссорясь с ле-пеновцами и итальянскими друзьями Путина, во всей истории с Куртцом и Штрахе получила колоссальное и неопровержимое подтверждение.
Тарас Паньо / Depo.ua