Начиная с 22 мая на Тарутинском военном полигоне в Одесской области состоялся очередной этап испытаний 300-мм корректируемых ракет «Вільха» для тяжелых РСЗО БМ-30 «Смерч».
Довольно показательно, что в этот раз испытывали сразу два новых варианта – повышенной дальности «Вільха-М» и ракет с кассетной боевой частью «Вільха-Р». Пуски проводились на разную дальность и с разными параметрами.
Собственно говоря, сама «Вільха» уже принята на вооружение ВСУ, а вот новые варианты пока проходят государственные испытания. Которые, судя по всему, уже близки к завершению. Ведь только «Вільха-М» имеет несколько другую конструкцию, чем стандартная ракета, а в случае «Вільха-Р» испытывается только новая боевая часть.
Судя по обрывкам информации, ракета с повышенной дальностью полета может поражать цели на расстоянии до 130 км, что приближает ее возможности к самому дальнобойному оружию ВСУ – тактическому ракетному комплексу «Точка-У» (дальность поражения целей у которого напомним 120 км).
https://www.facebook.com/MinistryofDefence.UA/videos/450163848891381/Правда, по боевой мощи новые корректируемые ракеты пока отстают от «Точки» – для того, чтобы ракета летела дальше конструкторам пришлось увеличить массу двигателя и соответственно уменьшить массу боевой части с 250 до 170 кг.
Открытым пока остается вопрос с точностью поражения. Однако конструкторы утверждают, что «Вільха-М» в апогее будет достигать высоты 30-40 км, а на конечной стадии полета ее скорость будет составлять феноменальные 3,4 Маха (4165 км/ч). По всей видимости учитывая использование лазерного гироскопа производства КБ «Арсенал», который используется в конструкции ракеты-носителя «Днепр» и также на ракете российского оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер», можно поверить конструкторам, которые утверждают, что круговое вероятное отклонение нового отечественного оружия достигает феноменальных 5 метров.
Весьма перспективным направлением выглядит и создание кассетной боевой части – ведь это оружие по большей части площадного действия, а эффективность аналогичной боевой части на ОТРК «Точка-У» во время войны на Донбассе оказалось выше всяческих похвал. Именно так были нанесены максимальные потери российским войска, которые в августе 2014 г. вторглись на Донбасс.
По всей видимости, следующим вариантом станет противокорабельный вариант с радиолокационной головкой наведения. Пока его обозначение неизвестно, но есть информация, что работы по его созданию идут полным ходом.
Стоит напомнить, что собственно «Вільха» как реактивный снаряд, который управляется с помощью газодинамических рулей на всей траектории полета и имеет инерциальное наведение с возможностью корректировки траектории в полете по сигналу GPS, была разработана и принята на вооружение максимально быстро. Впервые о нем заговорил президент Украины Петр Порошенко на заседании СНБО 27 января 2016 г., а уже осенью 2018 г. ракеты были приняты на вооружение ВСУ, пройдя непростые заводские и государственные испытания.
Стоит также отметить, что «Вільха» является типичным оружием ракетного сдерживания. В применении, например, к ситуации на Донбассе «Вільха-М» позволяет поражать объекты противника на глубину 50-70 км за линией соприкосновения. То есть фактически вплоть до российско-украинской границы.
И самое главное – уже сейчас разворачивается серийное производство ракеты из полностью отечественных компонентов, включая абсолютно оригинальную систему управления, ракетное топливо и боевую часть.
А как раз с этим этапом у нашего военпрома большие проблемы: мы можем разработать перспективный образец, однако довести его до серийного производства почти никогда не удается. До последнего времени в стране не было производства корпусов 300-мм ракеты – и именно для этого были закуплены несколько станков с ЧПУ турецкой фирмы Repkon.
Нельзя не отметить и еще один факт – пока стоимость одной ракеты на нынешнем этапе будет весьма высокой – от $300 до 500 тысяч. Но тут есть один аспект – в случае если ракета будет производиться сотнями, то цена упадет в разы. И ресурсы для этого есть – в первую очередь такие ракеты нужны армии и нужно их достаточно много (а значит, есть шанс, что они попадут в рамки государственного заказа).
Во-вторых, есть еще и не афишируемый так сказать «закулисный» заказчик для этих ракет. Дело в том, что по некоторым (весьма надежным, но неофициальным) источникам на первоначальном этапе разработки и внедрения в серийное производство «Вільхи» в проект были вложены турецкие деньги.
При этом такие ракеты не нужны для турецкой армии, так как у нее на вооружении нет тяжелых РСЗО «Смерч». Зато есть Азербайджан, который обладает наибольшим парком подобных систем за пределами Российской Федерации.
И еще – на сегодняшний день официально Баку не покупает эти снаряды, однако активность в переговорах с украинской стороной просто бешенная. Так, например, на последней по времени оружейной выставке в Стамбуле IDEF-2019 представители министерства обороны Азербайджана и «Укроборонпрома» провели очередной раунд. Причем в пресс-релизах прозвучали крайне обтекаемые формулировки – «сотрудничество в боеприпасной сфере».
Такая сложная система сотрудничества не случайна – в какой-то момент Россия стала одним из основных продавцов оружия для азербайджанской армии. При этом позиция Баку по поводу, например, Крыма кардинальным образом отличается от московской. И тут понятно – у них есть свой Карабах.
Поэтому желая сохранить хорошие отношения как с Украиной, так и с Россией, Азербайджан нашел лазейку налаживания сотрудничества с Киевом, при этом сохраняя «дипломатическое лицо» в отношениях с Кремлем. Речь идет о плотной интеграции азербайджанского ВПК с турецким и получение таким образом технологий и современного оружия.
То есть в случае, если информация о возможных закупках партии ракет «Вільха» Азербайджаном близка к действительности, то с одной стороны Баку получит за относительно небольшие деньги в свое распоряжение достаточно мощные ракеты, которые значительно повышают ее огневые возможности. А мы – значительное удешевление производства ракет и значит, возможности купить их гораздо больше для собственных вооруженных сил.
Михаил Жирохов / Деловая столица