В первых числах мая по нефтепроводу «Дружба» в Беларусь стала поступать первая кондиционная российская нефть, якобы соответствующая всем международным нормам и стандартам, что ознаменовало её прокачку на Мозырский НПЗ, с предварительной выкачкой «грязной» нефти в резервуары российского ЛПДС «Унеча». Тогда сообщали, что с 10 по 11 мая начнется ограниченная поставка нефти в Европу, и «Дружба» заработает так, словно и не было никакого недоразумения с хлоркой вместо «черного золота» в трубах.
Тогда я навскидку прикинул, во сколько подобный простой может обойтись России, с учетом того, что экспорт в данном направлении прекратился с 19 апреля.
За 20 дней простоя РФ недопоставила бы 14 млн баррелей нефти, помимо которых около 9 млн баррелей оказались «грязными». Грубо говоря, убытки только на нефти, а не на очистных, ремонтных и прочих работах, составили бы $1,4 млрд. Но, опять же – составили бы…
Дело в том, что по состоянию «на сегодня» нефтепровод «Дружба» по-прежнему не функционирует и прокачка нефти в Польшу и Германию не осуществляется. Причиной тому оказалось наличие в нефтепроводе все той же «грязной» нефти, которую до сих пор не вытеснили, хотя рапортовали об этом ещё в начале мая.
На сегодняшний день, по имеющейся информации, в трубах все ещё содержится до 9 млн баррелей некондиционного сырья, стоимость которого превышает $600 млн.
Таким образом к тем 9 млн баррелям, которые «грязные» и тем 14 млн недопоставленным, которые имели бы место быть, если бы «Дружба» заработала бы 10-11 мая, сегодня стоит уже прибавить около 8,5 млн баррелей, которые недопоставили с 10 мая по 22 мая, а это – более $566 млн.
Если просуммировать все эти данные, даже без учета ремонтных и профилактических работ, а в будущем, возможно, ещё и судебных исков, но с учетом изменения цен на рынке нефти, то мы с вами получим скромную цифру – около $2 млрд.
Между тем, говорить о том, что проблемы решатся в ближайшие дни, не приходится и, судя по всему, настоящие проблемы у России еще только впереди. И это без учета загаженного нефтепровода «Дружба», чье содержимое неспешно, но уверенно влияет на внутреннее состояние труб.
Александр Коваленко / Live Journal