Председатель верхней палаты российского парламента ‒ Совета Федерации ‒ Валентина Матвиенко назвала решение Комитета министров Совета Европы о «равноправии делегаций» в ПАСЕ «торжеством справедливости». Символично, что это заявление делает именно Валентина Матвиенко, руководившая на том заседании Совета Федерации, во время которого президенту России Владимиру Путину предоставили право ввести войска на территорию Украины.
Это решение Совета Федерации открыло дорогу к началу войны против Украины и аннексии Крыма. Именно после этого ПАСЕ ввела санкции против России ‒ и от них хотят отказаться, хотя аннексия Крыма и оккупация Донбасса продолжаются. Конечно, для Валентины Матвиенко новая позиция Запада ‒ это настоящее «торжество справедливости» и ее собственная политическая реабилитация. А для самих западных стран?
Сторонники возвращения России в Совет Европы без выполнения Москвой условий ПАСЕ оправдывают свое решение необходимостью сохранить за россиянами право обращаться в Европейский суд по правам человека с жалобами на собственное государство. Именно об этом сказал, в частности, министр иностранных дел Германии Хайко Маас. Но тогда возникает встречный вопрос: почему Совет Европы вот уже несколько десятилетий лишает такого же права жителей соседней с Россией страны ‒ Беларуси? Почему отказываются принять ее в Совет Европы?
Ответ на этот вопрос, казалось, достаточно прост. Беларусь отказывается ввести мораторий на применение смертной казни, что является необходимым условием для участия в Совете Европы. Но получается парадоксальная ситуация ‒ отмена смертной казни оказывается куда более серьезным препятствием для полноправного участия страны в ПАСЕ, чем оккупация чужих территорий, аннексия, «гибридная война». А россияне ‒ куда более важными участниками судебных процессов в ЕСПЧ, чем белорусы. Это «равноправие» европейцев напоминает мне «Ферму животных» Джорджа Оруэлла. И именно поэтому я рискну отметить, что речь идет вовсе не о заботе о правах граждан России.
Речь идет о стремлении ряда западных стран восстановить отношения с Москвой за счет интересов Украины и других государств, чьи территории оккупированы Россией. Об усталости от конфликта с Кремлем и готовности пожертвовать украинскими интересами ради интересов западного бизнеса. О готовности поддаться на российский шантаж. Вот о чем идет речь, а вовсе не о правах человека.
Использован момент транзита власти в Украине
Момент для такой изящной дипломатической «спецоперации» избран тоже не случайно ‒ это момент транзита власти в Украине, когда западное общественное мнение уже не будет смущено суровыми заявлениями Петра Порошенко, а украинская дипломатия практически парализована, так как не может предсказать реакции нового руководителя государства. И будет ли эта реакция? Да и вообще: будет ли в ближайшие месяцы украинским депутатам, когда на кону возможный роспуск парламента, до борьбы в ПАСЕ?
Не нужно себя обманывать и убеждать, что ситуацию можно легко изменить в сторону честного отношения к международному праву. Если депутаты ПАСЕ поддержат решение Комитета министров и российская делегация вернется на заседание Ассамблеи как полноправный участник, это будет сигналом для отмены большей части санкций против России. Существует угроза, что на восстановлении территориальной целостности Украины на Донбассе можно будет поставить жирную точку на ближайшие десятилетия, а о Крыме – просто забыть. Более того, никак нельзя исключить новые территориальные претензии. Европейские союзники Украины развязывают России руки. И она своим шансом может воспользоваться.
Виталий Портников / Радио Свобода