Интервью подозреваемого в организации убийства активистки херсонской и чиновницы Екатерины Гандзюк председателя Херсонского областного совета Владислава Мангера «Украинской правде» оставило много вопросов. Мангер пытается представить себя жертвой политического заговора. Вместе с тем это интервью создает впечатление, что подозреваемые в нападении на активистку оправились и готовы идти в контратаку.
Вкратце напомним, как развивались события. 1 июля 2018 года преступник облил серной кислотой исполняющую обязанности управляющего делами исполкома Херсонского горсовета, советника Херсонского городского головы Екатерину Гандзюк. Она получила ожоги 40% тела, была отправлена на лечение в столицу, где 4 ноября скончалась в больнице. Преступление всколыхнуло общество и заставило активизироваться правоохранительные органы. Были задержаны пятеро подозреваемых, среди которых – исполнитель нападения и его непосредственный «куратор». 12 ноября по подозрению в соучастии в убийстве задержаны Игоря Павловского, в то время помощника депутата от БПП Николая Паламарчука. 4 декабря объявлено подозрение организатору преступления, ранее осужденному Левину на прозвище «Москал» – по версии следствия, ключевой фигуры в совершении покушения. На тот момент он уже покинул пределы Украины.
28 января этого года отец погибшего, Виктор Гандзюк обратился к президенту Петра Порошенко и лидеру партии «Батькивщина» Юлии Тимошенко с требованием дать политическую оценку действиям председателя Херсонской облгосадминистрации Андрея Гордеева, его заместителя Евгения Рищука и главы Херсонского областного совета, члена «Батькивщины» Владислава Мангера, которые, по словам отца Гандзюк, тесно сотрудничают с подозреваемым в организации убийства его дочери «Москалом».
11 февраля Мангеру вручили подозрение в организации заказа убийства. При этом он пообещал «громкие разоблачения». И не заставил себя долго ждать: во время заседания Шевченковского райсуда Киева заявил, что убийство Гандзюк организовал генерал СБУ, бывший руководитель Херсонского облуправления этой службы, а ныне начальник департамента защиты национальной государственности Даниил Доценко «с целью дискриминации органов полиции». Мангер утверждает, что в личном общении Доценко «неоднократно сообщал о свою личную ненависть к партии «Батькивщина» и Юлии Владимировне Тимошенко». В свою очередь, в СБУ назвали эти обвинения полным абсурдом. О том, что заявление Мангера лживое, заявил и адвокат Маси Найем, который дружил с Екатериной Гандзюк. Брат нардепа от фракции БПП Мустафы Найема при этом заметил: если то, о чем заявил Мангер, все же правда, тогда председатель облсовета является соучастником преступления, поскольку до сих пор держал в тайне важную информацию.
Решением столичного райсуда Мангера арестовали, но вскоре он вышел под залог почти в 2,5 млн грн. И тут же, прервав отпуск, вернулся в кабинет в облсовете. Тем временем досудебное расследование в деле об убийстве Екатерины Гандзюк продлено до 3 июля. Активисты же считают, что оно снова зашло в тупик. Так, отец погибшей заявляет, что, оставаясь на свободе, Мангер давит на свидетелей и вмешивается в следствие. В СБУ говорят о двух случаях отказа председателя Херсонского облсовета давать показания следствию. В ответ защитник Мангера парировал: мол, тот не готов сотрудничать, потому что считает спецслужбу предвзятой. Но готов дать показания «независимому органу досудебного расследования». Какому именно – адвокат не уточнил. Кто знает, может, председатель облсовета ждет следователей из ФБР?
Зато интервью он дал. Что он сказал в свою защиту? Что не общался с Гандзюк ни до того, как 2015 года стал членом «Батькивщины», ни тогда, когда Екатерина покинула эту партию, указав в заявлении причиной выхода именно принадлежность Мангера к этой структуре. Что он всего лишь знал ранее осужденного «Москала» Левина. Убийство активистки, по его словам, было на руку многим. Потому что она конфликтовала с различными властными структурами, и даже с президентом. В подтверждение последнего тезиса Мангер ссылается на посты Гандзюк в Фейсбуке. Себя называет «жертвой» и повторяет заявление о возможной причастности к преступлению генерала Доценко. Намекает, что Гандзюк могли убить в больничной палате. И основная мысль, на которую опираются его высказывания, изложенная в заголовке текста: «Когда Тимошенко станет президентом, быстро найдутся те, кто заказал Гандзюк».
Другими словами, результаты, добытые предварительным следствием, заявления активистов и обращение отца Гандзюк – все это не то. А вот как только придет новый президент, все тайное сразу станет явным. Мол, «Тимошенко придет – найдет заказчиков». Но такими высказываниями бывший однопартиец подставляет свою экс-лидера. Потому что волей-неволей привязывает ее имя к совершенному в Херсоне резонансному преступлению, работает на закрепление в обществе ассоциации «Тимошенко – убийство Гандзюк».
С другой стороны, Юлия Владимировна по собственной инициативе уже приняла на себя часть негатива по делу Гандзюк, выступив в защиту Мангера. 11 февраля на Фейсбук-странице лидера «Батькивщины» появился пост о (лексика кандидата в президенты Украины сохранена) «беспределе» и «политической провокации» власти против ее однопартийца. «Моя команда проанализировала все пять страниц подозрения Мангеру, – заявила ЮВТ. – Ни одного факта или доказательства причастности. Лишь домыслы прокуратуры». Удивительно, но почти параллельно главу Херсонского облсовета исключили из партии и рекомендовали покинуть пост.
Ситуация сложилась столь неоднозначная для репутации Юлии Владимировны, что в минувшую пятницу на пресс-конференции ей пришлось объяснять свою позицию. Кандидат в президенты заявила, что председатель Херсонского облсовета хотел пройти полиграф, но ему отказали, потому что суд не хочет услышать правду относительно заказчиков из окружения президента. И ни слова – о данных следствия и расследованиях журналистов, которые указывают на вину Мангера.
Не исключено, что подозреваемый делает свои заявления с сознательным прицелом не только подтолкнуть «Батькивщину» к активизации действий в свою защиту, но и придать чисто уголовному делу политическую окраску. Удастся ли Мангеру такой маневр – зависит, конечно, от качественной работы следствия. Но, надо признать, и результаты выборов станут не последним фактором установления истины по громкому делу. Что если Мангер прав, и после гипотетической победы Тимошенко это дело будет спущено на тормозах?..
Игорь Петренко / Depo.ua