п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Платок раздора: Как Епифаний внес сумятицу в соцсети Перед новой украинской церковью тоже стоит задача пополнения рядов. И не только за счет тех, кто сегодня является прихожанином УПЦ МП

«ПЦУ радикально изменит правила посещения храмов», – с такими заголовками украинские интернет-издания дали выдержку из интервью предстоятеля Православной церкви Украины митрополита Епифания Радио Свобода. Радикально – это значит, что в церквях появятся лавки, а женщинам разрешат не покрывать в храме голову. Шок, подрыв устоев, настоящая церковная революция.

На самом деле при тщательном изучении слов митрополита оказывается, что все не так революционно. Да, предстоятель ПЦУ не против того, чтобы верующие могли сидеть в церкви, – Епифаний резонно замечает, что во многих сельских храмах лавки являются вполне обычным церковным атрибутом. Вот только в городских храмах их появление затруднительно просто по причине нехватки места: если, к примеру, лавки поставить в Михайловском Златоверхом, то его вместимость снизится раза в два. Не вполне отвечает словам Епифания и утверждение, что женщинам отныне не придется надевать платок для посещения храма. Митрополит лишь отметил, что будет искоренять привычку бабушек и дедушек, работающих при храмах, делать замечания женщинам, пришедшим в храм без платка. Епифаний отметил, что любого человека нужно принимать с любовью. «Она сама должна прийти к осознанию того, что в таком виде нельзя посещать храм», – отметил предстоятель ПЦУ.

Но, как показывает практика, интернет-сообщество дальше заголовка обычно не читает. Поэтому приняв как данность то, что Епифаний разрешил женщинам не надевать в церкви платки, пользователи разразились спорами о том, почему глава ПЦУ решил устроить переворот. В ход пошли самые невероятные аргументы. К примеру, о том, что во время службы в храме «очень сильная божественная энергия, которая может внести диссонанс в женский организм, если не защитить голову платком».

Есть и заявления о том, что такие слова Епифания – лучшее доказательство неканоничности новой церкви. Дескать, вот оно, полезло раскольничество. Часть пользователей начала ссылаться на Библию и говорить о том, что о платке в церкви именно там написано. Словом, много интересного. Примечательно, что большинство комментаторов идею восприняли на ура. Говорили и о необходимости модернизировать православие, и о том, что во многих православных церквях мира покрывать голову вовсе необязательно.

Традиция покрывать голову опирается на слова святого апостола Павла в Послании к коринфянам: там отмечено, что мужчине следует молиться с непокрытой головою, а женщине, напротив, с покрытой. Этому есть вполне рациональное и «земное» объяснение. Во времена зарождения христианства непокрытые волосы в храме действительно могли отвлекать присутствующих от молитвы. Просто потому, что служили главным украшением женщины. С завивками, окрашиванием и ламинированием волос тогда, знаете-ли, были некоторые проблемы. Так что здоровые сияющие волосы производили настоящий фурор. Спрятанные под платком или головным убором косы замужней женщины – из той же серии. Дабы не вводить мужчин в искушение. А наказание – эти сами волосы остричь.

Но времена меняются. Сегодня редко какая женщина не ухаживает за собой, так что волосы давно перестали быть главным элементом женской привлекательности. Вроде того как несколько веков назад любовный экстаз могла вызвать оголенная женская голень, а сегодня барышни спокойно разгуливают в бикини, и в обморок никто из мужчин не падает. Собственно, по причине того, что дамские прически больше не заставляют мужчин думать о греховном, от платков в храме отказались, к примеру, греко-католики. Главное ведь – не отпугнуть человека от храма, а наоборот – привлечь его туда.

Православная же церковь недаром на том же английском звучит как «ортодоксальная». Смена правил здесь – дело почти немыслимое. Но молодежь привлекать как-то надо. Отсюда в РПЦ, к примеру, появились и идеи о православных ночных клубах (ничего такого – кино посмотреть и поговорить), и даже православный рэп.

Перед новой украинской церковью тоже стоит задача пополнения рядов. И не только за счет тех, кто сегодня является прихожанином УПЦ МП. Так что намерения Епифания бороться с бабушками, делающими замечания о непокрытой голове, очень даже важный момент в деле строительства церкви. И кто знает, не станет ли подвижка с платками предвестником куда более тектонических сдвигов.


Алиса Неделина / Деловая столица
Поділіться цим