п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Послание Трампа: Когда на самом деле американцы уйдут из Сирии Москве будет сложно спровоцировать резню на неподконтрольных Асаду территориях и вызвать очередную волну беженцев накануне майских выборов в Европарламент

Обращение Дональда Трампа к американской нации продолжает оставаться одной из главных тем дискуссий. Ведь США являются единственной сверхдержавой, способной быстро – а главное, позитивно повлиять на обстановку в любом регионе мира. Чем выгодно отличаются от геополитических конкурентов: Россия и Китай, бывшая и потенциальная будущая сверхдержавы на данный момент успешно демонстрируют правильность присказки «ломать – не строить». И, несмотря на все усилия российской и китайской пропаганды, Москва и Пекин могут убедить в обратном только свою внутреннюю аудиторию.

Сразу скажем, что об Украине речи не было: «травмированный» делом Пола Манафорта Дональд Трамп о ней говорить не любит (может, это и к лучшему, тем более что помощь американской администрации продолжается). По аналогичной причине он не любит говорить и о России. Кроме косвенных намеков на вред для американской экономики от расследования по поводу кремлевской «помощи» ему на выборах 2016 г., американский президент упомянул РФ только в контексте выхода США из ДРСМД. РФ «постоянно нарушала» это соглашение, «в то время как США ему следовали». Поэтому Трамп заявил, что не собирается ни перед кем извиняться за продвижение интересов Америки, но допустил подписание Соединенными Штатами нового договора при участии многих стран, среди которых обязательно должен быть Китай, так как он не является подписантом соглашения, поэтому с полным правом производит ракеты, которые американцы обязались не производить и не производят. Ведь в противном случае может начаться новая гонка вооружений, в которой, по словам президента, США, конечно же, всех превзойдут: и по оборонным бюджетам, и технологически. И эта трамповская линия, очевидно, будет принята американским политикумом, так как имеет серьезную поддержку и среди демократов. Ну а поскольку на быстрое подписание нового договора о РСМД надежды призрачные, понадеемся, что при всех угрозах миру, возникающих от его денонсации, Кремль будет вынужден перераспределить военный бюджет на создание противовеса новым американским ракетам и меньше финансировать террористов на Донбассе.

О западных соседях Украины Трамп также не особо распространялся. Сказал только, что просит иностранных партнеров вносить «свою честную долю» в поддержание безопасности. И тут же похвастался, что благодаря его нажиму «более 100 млрд долларов согласились выделить наши союзники по НАТО». Также он похвалил себя за новую редакцию договора о свободной торговле с Мексикой и Канадой да поддержал противников Николаса Мадуро, который, по словам Трампа, своим «социалистическим государством» сделал Венесуэлу бедной. На этом «западная» часть международного блока послания исчерпалась.

О Востоке Дональд Трамп говорил больше. И, конечно же, опять себя хвалил, так как считает большим достижением торговую войну с Китаем, благодаря которой «воровство интеллектуальной собственности подходит к концу». Хотя о китайском лидере говорит уважительно, добавляя, что США и Китай готовят «новый торговый договор», способный защитить «американские рабочие места».

Ну а слова о КНДР были уже не просто хвалебными, а пафосными. «Если бы я не был выбран президентом, мы были бы в состоянии войны с КНДР», – заявил Трапм и добавил, что встретится Ким Чен Ыном 27-28 февраля. Правда, специалисты сомневаются в том, что Трамп уже достиг окончательного успеха в северокорейском вопросе. Ведь несмотря на то что она не производит ядерные и ракетные испытания уже 15 месяцев, КНДР прячет свои разработки от мировой общественности и не спешит разоружаться, требуя снятия с себя санкций.

Но в ближайшее время основные вопросы международной политики и безопасности будут зависеть от того, что Соединенные Штаты делают не на Дальнем Востоке, а на Ближнем. Поэтому слов Трампа о дальнейшей американской политике в регионе ждали с особым вниманием. И, как говорят в Одессе, их есть у него, причем не только в послании (но об этом ниже). Начал американский президент с Израиля, сказав, что именно «реалистический» подход США к региону стимулировал признание Иерусалима столицей этой страны. Вспомнил он о ней и тогда, когда говорил об Иране, заявив: «Вашингтон не будет соглашаться с режимом, который угрожает США и хочет смерти Израилю». За такое поведение тегеранские власти были названы «радикальным режимом», на который нужно оказывать давление. Поэтому выход Вашингтона из «ядерной сделки» с ним объясняется тем, что Соединенные Штаты делают все, что только можно, дабы «Иран не смог обрести оружия».

Но наибольший интерес представляли собой планы Белого дома относительно американского военного присутствия в регионе. И Трамп подтвердил свою линию на значительное его сокращение. Сначала рассказал о том, что на войны в регионе Америка потратила $7 трлн и в одном только Афганистане потеряла 7000 бойцов. Но, по его словам, «великие страны не проводят бесконечные войны». Поэтому Соединенные Штаты вступили в процесс переговоров с «Талибаном», который должен принести мир в Афганистан политическими средствами.

Какими трагическими последствиями может закончиться обещанный этой организации в обмен на согласие говорить с кабульскими властями о выводе американских войск, уже писали. Но стоит отметить, что, судя по обращению, Трамп сейчас довольно скептически настроен относительно возможности окончательно договорится с талибами. «Мы не знаем, достигнем ли мы соглашения, но мы понимаем, что настало время попытаться, если другая сторона готова», – заявил он.

Но такого здорового скептицизма хозяин Белого дома не проявил, когда говорил о выводе американских войск из Сирии. По его словам, американские военнослужащие «освободили от кровавых монстров» из ИГИЛ 50 тыс. квадратных миль, а значит пришло время «приветствовать дома наших солдат». То есть от решения вывести войска из Сирии, из-за несогласия с которым уже ушел в отставку американский министр обороны, Трамп отказываться не намерен. Более того, он говорил о нем и до, и после своего выступления в Конгрессе. На следующий же день после него президент США посетил встречу министров иностранных дел международной антитеррористической коалиции, которая ведет борьбу с ИГИЛ. И заявил там, что США готовятся в ближайшее время заявить об окончательном разгроме этой террористической организации. Ведь по словам американских военных она уже потеряла 99,5 % территории своего так называемого «халифата», и удерживает сейчас менее 52 кв км в Сирии.

Но самый большой резонанс получили «ближневосточные» высказывания Трампа в интервью телеканалу CBS. Он заявил, что считает вторжение США в Ирак «одной из величайших ошибок», но все же не намерен выводить американский контингент из этой страны, так как он необходим для отслеживания активности Ирана. За это его сразу раскритиковал как духовный лидер иракских шиитов аятолла Али ас-Систани, так и президент Ирака. Бархам Салих сказал, что Трамп не спрашивал у его страны разрешения «наблюдения за Ираном» американскими войсками с ее территории. И добавил, что контингент США находятся в Ираке по двустороннему соглашению исключительно для борьбы с терроризмом, а любая активность, выходящая за эти рамки, «неприемлема», тем более что, по словам Салиха, «Ираку принципиально важно иметь хорошие отношения с Ираном». «Не перегружайте Ирак вашими проблемами», – завершил он.

Дальше президента Ирака пошел первый вице-спикер парламента Хасан Карим Кааби, заявивший, что в законодательный орган уже внесен законопроект, способный прекратить действие американо-иракского соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности. И добавил, что высказывания Трампа являются «вопиющим и явным нарушением суверенитета и национальной воли», пообещав, что уже на следующей (мартовской) сессии парламент законодатели примут вышеупомянутый закон. И хотя многие эксперты в серьезности этих угроз сомневаются, Трампа уже «поздравили» с тем, что демонстриремое им два года умение рассориться с основными американскими союзниками он уже распространил и на Ближний Восток (хотя ранее было ровно наоборот: Израиль при нынешней американской администрации наконец-то дождался переноса посольства США в Иерусалим, а Саудовская Аравия, во многом благодаря Трампу, пока серьезно не почувствовала на себе последствий убийства правительственными агентами оппозиционного журналиста Джамаля Хашогги).

Не удивительно, что при таком главе государства очень болят ноги у американской дипломатии. На вышеупомянутом совещании глав МИД антиигиловской коалиции госсекретарь США Майк Помпео был вынужден успокаивать коллег, заявляя, что вывод войск из Сирии – всего лишь смена тактики, которая к тому же будет происходить постепенно. США, по его словам, не намерены прекращать борьбу с ИГИЛ, а все перемещения американских войск будут скоординированы с союзниками.

А вот американские военные решили обойтись без дипломатических недосказанностей. На слушаниях в Cенате 6 февраля глава Центрального командования США генерал Джозеф Вотел (куратор военных операции на Ближнем Востоке) заявил, что ИГИЛ в случае ухода американских войск из Сирии возродится в качестве устойчивой угрозы, так как сохранила лидеров, боевиков, посредников и ресурсы, которыми будет подпитываться их террористическую деятельность. Также он заявил, что о выводе войск из Сирии Трамп не советовался с американским командованием, которое проводит операции на Ближнем Востоке.

Позиция военных оказалась более близкой сенаторам, которые 5 февраля приняли закон о новых санкциях против сирийского режима и помогающих ему России и Ирана, включив в него пункт, предостерегающий от поспешного вывода войск из Афганистана и Сирии. Так что Владимиру Путину придется подождать, пока Трамп сможет выполнить так обрадовавшее Кремль решение об уходе. Вряд ли это случится в ближайшее время, так что Москве будет труднее спровоцировать резню на неподконтрольных Асаду территориях и вызвать очередную волну беженцев накануне майских выборов в Европарламент.


Руслан Весел / Деловая столица
Поділіться цим