Процесс КНДРизаций РФ вошел в финальную стадию: финансовая изоляция, «суверенный» интернет, гонка ядерных вооружений с США.
1. Финансовая изоляция
Прошедший 2018 год принес российской экономике целую серию анти-рекордов. На фоне введения нового раунда санкций США и разрастающегося конфликта с Западом, приток прямых иностранных инвестиций – вложений не в финансовые активы, а в реальный сектор российской экономики – рухнул до исторического минимума.
По итогам года он составил лишь 1,9 млрд долларов, что в 14 раз ниже показателя 2017 года и в 30 меньше, чем в 2013 году – до аннексии Крыма и войны с Украиной (см. диаграмму). По данным ЦБ РФ, во втором полугодии инвесторы и вовсе выводили из России деньги – 5,3 млрд долларов в третьем квартале и 0,9 млрд долларов – в четвертом.
Тем временем ситуация на нефтяном рынке оказалась настоящим подарком для России: средняя цена продажи за рубеж российского сорта Urals подскочила на 16 долларов. Прошлой осенью, впервые с 2014 года, нефтяные котировки превышали 80 долларов за баррель.
В результате, российская экономика получила рекордный в своей истории профицит платежного баланса: чистый приток в страну иностранной валюты составил 114,7 млрд долларов, или 7% ВВП. Куда же были потрачены эти средства?
А) Более половины этой суммы – 67,5 млрд долларов – ушло из страны в виде вывоза капитала частным сектором.
Б) Оставшимися доходами российские финансовые власти распорядились весьма нетривиально. С января по сентябрь ЦБ РФ скупал поступающую на рынок иностранную валюту и изъял из оборота около 35 млрд долларов. Практически ту же сумму и за тот же период (33 млрд долларов) ЦБ конвертировал в китайские юани, увеличив их долю в резервах до беспрецедентных 15%. Так, нефтедолларовые доходы оказались вложены в экономику КНР.
Эти инвестиции не в свою экономику, а в китайскую, обернулись для российского ЦБ чистыми убытками: с конца июня на фоне торговой войны КНР с США курс юаня начал стремительно снижаться, а к концу года потерял 7,5% стоимости. В общей сложности, на игре в «китайскую рулетку» ЦБ лишился 5 млрд долларов из ЗВР.
Таким образом, Западу в строительстве финансовой «стены» вокруг России помогают сами «дорогие россияне», выводя за рубеж все, что еще можно вывести.
2. «Суверенный» интернет
Правительство России в целом поддерживает законопроект о «суверенном интернете», который внесли в Госдуму сенаторы Людмила Бокова, Андрей Клишас и депутат Андрей Луговой, однако считает, что авторы не учли затраты из федерального бюджета под эти цели.
За счет налогоплательщиков придется финансировать специальное оборудование для пропуска трафика, которое операторы связи должны получить безвозмездно, равно как и создание центра мониторинга и управления сетью, проведение учений по повышению информационной безопасности. Кроме того, в законопроекте имеется правовая неопределенность в вопросе о том, о каких угрозах целостности, устойчивости и безопасности функционирования сети Интернет и сети связи общего пользования идет речь, говорится в отзыве, подписанном вице-премьером, руководителем аппарата правительства Константином Чуйченко.
Тем не менее, как говорится в документе, правительство «поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом высказанных замечаний».
Напомню, проект Клишаса/Лугового/Боковой требует минимизировать «передачу за рубеж данных, которыми обмениваются между собой российские пользователи» и обеспечить возможность автономной работы российского сектора интернета.
Как недавно отлил в граните один из авторов закона о создании российского файерволла, депутат-отравитель А. Луговой: «Будут созданы условия, и вся страна будет как на ладони».
Без концептуальных возражений проект уже поддержали Минкомсвязь, Роскомнадзор, Россвязь, Федеральная служба охраны (ФСО) и Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК). В январе к их хвалебным отзывам присоединились национальные интернет-гиганты в лице «Яндекс» и Mail.ru Group.
Все предложенные меры приведут к созданию глобального российского цензурного файерволла: Роскомнадзор наделяется полномочиями вмешиваться в маршрутизацию вдобавок к уже имеющимся ресурсам по блокировке сайтов. Это похоже на китайскую систему лишь в части фильтрации трафика — политика маршрутизации трафика в Китае законодательно не закреплена.
Законопроект стал ответом на поручение Путина, потребовавшего в ноябре прошлого года заняться разработкой автономных систем управления российским сегментом интернета, которые бы «избавили сеть от доминирования США».
Тем самым, информационная изоляция России на вполне «законных» основаниях по примеру КНДР завершена.
3. Гонка ядерных вооружений с США
Как заявил в понедельник глава МИД РФ Сергей Лавров, Запад не желает разговаривать с Россией «на равных», и именно он виноват в раскручивании новой гонки ядерных вооружений. По его словам, в Москве «спокойно относятся» к «высокомерию» западных стран и считают, что «жизнь все расставит на свои места».
Отвечать на выход США из Договора о ракетах средней и меньшей дальности, о котором президент Дональд Трамп объявил 2 февраля, Россия будет «военно-техническими средствами», подчеркнул Лавров. По его словам, речь идет даже не о новой холодной войне, а полном сломе системы контроля над вооружениями, в том числе стратегическими, которая складывалась десятилетиями и получила окончательное оформление с развалом СССР.
Выход США из ДРСМД, а также их планы по созданию ядерных боеприпасов малой мощности, «по оценке всех экспертов на Западе, в России и других странах, будет резко понижать порог применения ядерного оружия и будет повышать риск возникновения ядерного конфликта.
Следующим будет последний оставшийся договор из этой области – Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, который истекает в 2021 году», – заявил Лавров.
По его словам, от России многократно звучали предложения по стратегической стабильности: «Предлагали мы и поэтапный подход к выстраиванию новых переговоров по ограничению вооружений, начиная с совместной российско-американской декларации о недопустимости ядерной войны. Все наши предложения либо отвергались, либо были оставлены без реакции.
Когда они созреют до понимания своей ответственности за проблемы, которые создаются политикой США, милости просим: двери открыты, приходите, будем разговаривать на равных, на основе учета интересов друг друга, интересов законных, а не выдуманных. Пока интерес США не легитимный, а диктаторский и заключается в том, что не иметь вообще никаких оппонентов в этом мире».
Напомню, США в декабре выдвинули Москве ультиматум, потребовав за 60 дней прекратить нарушение ДРСМД – развертывание ракет 9M729, имеющих запрещенную соглашением дальность – от 500 до 5,5 тысячи километров. После того, как в начале декабря прошлого года Пентагон предоставил спутниковые снимки, доказывающие, что Россия испытывала ракету на запрещенную ДРСМД дальность, позицию США поддержали все страны НАТО.
3 февраля Путин объявил, что Россия «зеркально» приостанавливает выполнение своих обязательств по ДРСМД вслед за США.
Вот как прокомментировала планы США в этой связи представитель Госдепартамента США Ванесса Аскер:
«Я бы не сказала, что мы на грани войны. Для США главным приоритетом в Европе остается стабильность, и договор о РСМД долгие годы был основой этой стабильности. Мы соблюдали положения договора 31 год. Но когда только один подписант договора выполняет его условия, то это уже не договор, это уже какие-то слова просто. Необходимы действия обеих сторон. Мы с 2013 года выражали беспокойство по поводу того, что Россия нарушает договор. Но с тех пор ситуация не изменилась.
Наши европейские партнеры полностью согласны с анализом действий России по нарушению ДРСМД. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг подтвердил, что в данный момент в Европе не появилось новых американских ракет. А вот российских ракет с потенциалом несения ядерных боеголовок стало больше. И именно это поставило договор под угрозу.
Как сказал секретарь Помпео в пятницу, мы предупредили Россию, направив дипломатическую ноту. Эта нота запускает шестимесячный процесс. В соответствии с 15-й статьей договора о РСМД, сторона, выходящая из договора, должна сообщить об этом за шесть месяцев. Мы открыты для диалога с Россией. Единственное условие, при котором США откажутся от выхода из договора, — уничтожение Россией ракет 9М729. Но, судя по словам президента Путина, не похоже, что Россия готова на это.
За последние несколько лет мы провели с Москвой более 30 встреч на тему ДРСМД. Мы высказывали им наше отношение к нарушениям этого договора. С нашей стороны дверь для ведения переговоров всегда открыта. Но на данный момент мы разочарованы бездействием Москвы в ответ на предложения и опасения, которые мы высказали.
Новый договор СНВ (СНВ-III) полностью выполняется и истекает только в феврале 2021 года. Это еще два года. Мы договор не нарушаем, но мы пока не приняли решение по поводу его продления».
Таким образом, Россия и США начали новую гонку ядерных вооружений. Мир от этого вряд ли станет безопаснее. С учетом того, что только открытая часть военного бюджета США десятикратно превышает аналогичные возможности российской экономики, не трудно догадаться, кто победит в этой гонке вооружений.
Согласно недавно опубликованному докладу Пентагона: США обновят свою программу противоракетной обороны (ПРО) и разместят элементы ПРО в космосе. Путину привет от рейгановских «звездных войн», которые вогнали осиновый кол в экономику СССР. Попытка СССР противостоять «звездным войнам» окончательно подорвало его экономику, что, в итоге, привело к распаду Советского Союза.
Путинская Россия не СССР, она не обладает ни экономическими, ни технологическими возможностями, ни научным, ни кадровым потенциалом, чтобы противостоять США. Пугать весь мир мультипликационными заготовками, да, Путин может.
Судя по всему, «дорогим россиянам» предстоит долгий Северокорейский путь чучхе, с чем, собственно, их и поздравляем.
На диаграмме: минимальный за всю историю наблюдений приток прямых иностранных инвестиций в экономику РФ.
Евгений Платон / Facebook