В воскресенье Россия объявила о стоящих на вооружении войск Асада батарей «Панцирь» – и на следующий день Армия обороны Израиля продемонстрировала видео уничтожения этой системы, предназначенной специально для защиты от крылатых ракет.
В мае прошлого года на страницах Газета.RU комментировали гибель другого «Панциря», разрушение которого тоже оказалось на видео от ЦАХАЛ. Тогда нас убеждали в том, что комплекс был пуст и стоял «спиной» к атакующим. На этот раз, однако, «Панцирь» был не только вооружен, но и выпустил несколько снарядов в попытке сбить летящую в него израильскую ракету, видеокамера которой как раз и зафиксировала бесславный конец детища российской обороной промышленности.
Осенью Россия заявила о переброске восьми комплексов С-300 в Сирию для защиты от Израиля – и эти системы до сих пор бездействуют. Поводом – именно поводом, а не реальной причиной – была объявлена гибель российского самолета-разведчика Ил-20, который был сбит сирийцами, а виновным, по версии РФ, все равно оказался Израиль.
Вокруг тех поставок поднялся большой шум: российские эксперты рассказывали о конце израильского доминирования в регионе, а западные, как всегда, высказывали осторожную обеспокоенность. ЦАХАЛ взял паузу, и вскоре немецкая пресса поспешила напомнить о том, что ВВС Израиля, оказывается, целый месяц не появлялись на поле боя из страха перед С-300. В конце декабря еврейские военные нарушили молчание, но, в отличие от российских военных, они заговорили не словами, а новыми масштабными бомбардировками. За последние четыре недели мы узнали о четырех таких эпизодах израильской операции в Сирии, из которых два были масштабными.
В течение этого времени от Москвы не поступило ни одного объяснения того, почему не используются широко разрекламированные С-300. Российские власти и правительство Асада распространяют, очевидно, недостоверные сообщения о перехвате множества израильских ракет. Откуда тогда такое количество жертв и разрушений в Сирии, наличие которых Москва и Дамаск все-таки признают?
Отсутствие работы С-300 может быть связано с самыми разными обстоятельствами, среди которых называется и такая: Россия и Израиль в очередной раз «договорились». Пусть и так. Однако это лишь подтверждает, что в Москве всерьез относятся к угрозе того, что С-300 могут быть уничтожены. Эти системы никогда не применялись в бою, и их гибель стала бы концом мифа о неуязвимости этих комплексов. Российские власти вложили в образ «непобедимых» С-300 огромные ресурсы и создали им репутацию главной конвенциональной оборонительной линии против НАТО. Крах этого образа стал бы крахом всей постсоветской мифологии о непреодолимости для войск НАТО комплексной российской ПВО.
Проблема Москвы, однако, заключается в том, что этот миф уже трещит по швам – хотя бы потому, что все прочие системы ПВО российского производства, за исключением С-300 и С-400, в то или иное время уничтожались Израилем. В отличие от российских заявлений о «перехватах», Израиль доказывает свои слова видеозаписями. Весомость израильским аргументам добавляет тот факт, что сирийское небо всегда считалось одним из самых защищенных в мире: Кремль вкладывается в ПВО Сирии с 1968 года, и сейчас, согласно российским данным, на вооружении сирийцев стоят 900 зенитных ракетных комплексов из РФ.
С этим связано другое неприятное последствие для путинской администрации: в сирийском конфликте современные западные технологии показали многократное превосходство над российскими. Еще несколько десятков лет назад – например, в войне Судного дня – потери сторон были более или менее соизмеримы. Теперь же, после невероятного технологического скачка евроатлантической цивилизации, российское военное оборудование стирается с поля практически без всяких потерь со стороны Израиля – страны, которую Россия 16-кратно превосходит по такому показателю, как население.
Наконец, все эти события, по всей видимости, постепенно приближают союзников Москвы к пониманию того, что Россия даже при всем желании не способна оказать им действенную поддержку в случае реального военного противостояния с Западом. Раз за разом мир видит, как угрозы и предупреждения Москвы в адрес США, ЕС и Израиля не выходят за пределы медиа-пространства. Такая регулярность должна была бы обеспокоить даже самых яростных защитников репутации российского оружия.
Александр Кушнарь / Facebook