Последний визит специального представителя Государственного департамента США по вопросам Украины Курта Волкера в Киев получился крайне насыщенным и разносторонним. Собственно, с определенной точки зрения он стартовал еще за двое суток до фактического прибытия дипломата в Украину – когда во время пресс-конференции в Брюсселе дипломат озвучил два веских заявления. Первое из которых касалось дополнительных поставок военного оборудования Украине, а второе – того факта, что Венгрия не должна держать в заложниках отношения Украины с НАТО, проблемой вопросов двусторонних отношений между Киевом и Будапештом.
Но как минимум не менее важным стало и сообщение дипломата на встрече с народными депутатами Украины о том, что Волкер отменил встречу с помощником президента России Владиславом Сурковым, потому что от Москвы не было сигналов о готовности освободить украинских моряков, захваченных в плен в Керченском проливе.
Таким образом, Госдеп США явно взял курс на радикальную деэскалацию ситуации относительно Азовского моря и Керченского пролива.
Начав политику фактически полной дипломатической изоляции России на всех уровнях – начиная от прекращения контактов между президентами, и заканчивая приостановкой работы даже неформальных переговорных групп до того момента, пока в Кремле не примут решение об освобождении украинских моряков.
О достаточно нервной реакции России на решение о прекращении переговоров по линии Сурков-Волкер свидетельствует тот факт, что заместитель главы российского МИД Григорий Карасин прокомментировал заявление американского дипломата спустя считанные часы. И хоть комментарий и содержал личные выпады против Курта Волкера, в нем откровенно был высказан тот факт, что в Кремле сильно надеются на продолжение переговоров в этом формате.
При том касательно Украины США настаивают лишь на отказе от продления военного положения в случае отсутствия широкомасштабных военных провокаций со стороны Москвы. О чем заявил сегодня Уолкер – что вполне совпадает с неоднократно задекларированными планами высшего украинского руководства.
И стратегию дипломатической изоляции России до момента освобождения украинских моряков и деэскалации на Азове можно было бы поприветствовать. Но на ее пути становятся попытки отдельных украинских чиновников сыграть в игру, противоположную той, которую намерены реализовать в Вашингтоне.
В частности, речь идет о вчерашнем заявлении секретаря Совета национальной безопасности и обороны Александра Турчинова. Который не только анонсировал тот факт, что Украина готовит новый проход военных кораблей через Керченский пролив, но и заявил о том, что новые ракетные комплексы позволят Украине уничтожить Керченский мост.
И если в случае с проходами военных кораблей речь идет о реализации суверенных прав, то разговоры об уничтожении гражданских объектов – пусть и незаконно построенных оккупационной властью – являются не демонстрацией военной силы, а удобным информповодом для россиян и не только для них, если на то пошло, СМИ, поговорить о том, что Украина, как минимум, также принимает заметное участие в эскалации кризиса на Азовском море. Такой сюжетный поворот, очевидно, ставит Госдеп в не слишком удобное положение.
Понятно, что слова Турчинова не были направлены на международную аудиторию, и касались исключительно его желания похвастаться достижениями отечественного ВПК. Однако в глобальной информационной среде не возможно говорить что-то своим соотечественникам таким образом, чтобы об этом не узнал весь мир. И чтобы российские специалисты по работе с медиа не использовали это сообщение в ущерб интересам Украины. Хотелось бы, чтобы Александр Валентинович не забывал об этом факте.
Роман Федюк / Depo.ua