Германия будет выступать за продление санкций в отношении России, заявила канцлер Германии Ангела Меркель, отвечая на вопросы депутатов в Бундестаге. Канцлер добавила, что Берлин «беспокоит поведение» Москвы. «Мы не воспринимаем фактически использование Азовского моря одной Россией», — сказала Ангела Меркель.
С одной стороны, тот факт, что Германия поддержит введение антироссийских санкций на следующие полгода, будто и не является неожиданностью. С другой стороны, заявлять об этом с парламентской трибуны — добавляя неприятные для Кремля комментарии — никто Ангелу Меркель вроде и не заставлял. При том что сама она традиционно воздерживалась от резких или оценочных суждений относительно Москвы.
Почему реакция фрау канцлерин получилась достаточно резкой именно вчера? Ответ очевиден. В столице Германии позавчера состоялся «очень подробный разговор» советников лидеров стран «нормандского формата» (Украины, Германии, Франции и России). Говорили о ситуации в районе Керченского пролива и Азовского моря. А если точнее — относительно предложения, высказанного министром иностранных дел Германии Гайко Маасом, относительно расширения наблюдательной миссии ОБСЕ в Украине на Азовское море.
Разговор, в котором от российской стороны принимал участие Владислав Сурков, от немецкой — советник канцлера ФРГ Ян Гекер, а от украинцев — Константин Елисеев и Елена Зеркаль, судя по всему, не сложился. Все результаты, которыми смогли публично похвастаться участники — это договоренность о следующей встрече в январе следующего года. Скорее всего, в расширении мандата миссии ОБСЕ отказала именно Россия. Что, в общем, и не удивительно — хорошо организованная наблюдательная миссия на море может рассказать миру гораздо больше интересных деталей и подробностей о действиях российских военных, чем аналогичная миссия на суше. При том речь будет идти именно о действиях кораблей, которые ходят под российским флагом, а не о российских наемниках под флагами сепаратистских анклавов, что на порядок повышает как ответственность Кремля за эти действия, так и возможные дипломатические и экономические последствия для России.
Зато Ангела Меркель была весьма заинтересована в положительном рассмотрении этого вопроса. Поскольку сейчас в отношении реакции на агрессию в Керченском проливе внутри ЕС наблюдается очередной и вполне прогнозируемый конфликт.
Польша и Великобритания, при поддержке Швеции и стран Балтии, инициируют ужесточение режима антироссийских санкций — в то время как страны, поддерживающие Россию, в лице Венгрии и Италии, хоть и согласны рассмотреть сохранения существующего санкционного режима — к применению новых мер явно не готовы.
При таких условиях расширение мандата миссии ОБСЕ на Азовское море выглядело как соломоново решение, которое могло бы удовлетворить антироссийскую партию — в то же время не вызвав слишком громких протестов со стороны российских адвокатов в Европе. Но в Кремле предложение Берлина, судя по всему, отклонили. И Ангела Меркель, у которой и без того на данный момент проблем более чем достаточно, будет вынуждена придумывать какое-то очередное сложное дипломатическое телодвижение, призванное заменить собой расширение мандата специальной миссии ОБСЕ.
И делать это придется, не исключено, под звук язвительных комментариев со стороны американского дипломатического ведомства, которое с подачи из Белого дома с начала момента агрессивных действий России в Керченском проливе возложило ответственность за преодоление этой эскалации именно на Германию.
Какой будет реакция Германии на неуступчивость Путина — сказать нельзя. Отважится ли Берлин поддержать предложения Варшавы и Лондона, покажут ближайшие недели. Но в том, что Владимир Путин в очередной раз сильно разозлил немецкую коллегу — сомневаться не приходится.
Роман Федюк / Depo.ua