понеділок, 25 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Сюрприз для Украины: Как Катар хочет потеснить Россию и США на газовом рынке Геополитическое противостояние Катара и Саудовской Аравии дает Украине шанс реально диверсифицировать источники поставки газа

Накануне нового соглашения ОПЕК+, Катар анонсировал свой выход из организации с 1 января 2019 года. Страна, которая пробыла в ОПЕК 57 лет, стала первой из арабских государств, вышедшей из организации. По словам катарского министра энергетики Саада Шерида аль-Кааби, решение о выходе из ОПЕК является «техническим», и после прекращения членства в картеле Катар намерен сосредоточиться на добыче природного газа.

С одной стороны, такой шаг выглядит будто бы и логичным: как запасы нефти, так и уровень ее добычи ставят Катар где-то в хвосте третьего десятка мировых производителей. В то время как разведанных запасов газа в стране – 35 триллионов кубов (третий показатель в мире). При том газа, который находится в легкодоступных месторождениях, которые не за полярным кругом, как на России, и не на дне морском, как у многих других государств – а рядом, под рукой.

С другой стороны, такая ситуация возникла не вчера. И более чем полвека Катар оставался в ОПЕК – что не мешало ему построить мощную газодобывающую инфраструктуру, мощности для сжижения и продажи газа.

Поэтому заявление Шерида аль-Кааби о том, что «геополитика никак не повлияла на принятое решение», выглядит откровенным лукавством. Пользуясь ослаблением Саудовской Аравии на дипломатическом фронте, которое случилось после бессмысленной и кровавой истории с убийством Хашогги, Доха пытается выйти из всех зон влияния Эр-Рияда. Тем более, что после начала конфликта с Саудовской Аравией, который вылился в полуторагодовалую изоляцию, переживать из-за ухудшения отношений с региональным лидером правительства Катара не приходится. Впрочем, эти подробности региональной политики не слишком интересны украинцам.

Важным является вопрос о том, насколько серьезными являются намерения Катара масштабно выйти на рынок сжиженного газа, потеснить на нем Россию и США, и опустить цену.

И здесь намерения Дохи выглядят достаточно масштабными. В течение ближайших трех лет планируется расширить производство сжиженного газа на базе крупнейшего в мире Северного месторождения. Новые мощности четырех линий на 8 млн тонн каждая будут выпускать ежегодно 32 млн тонн сжиженного газа, около 13 млн тонн конденсата и около 4 млн тонн пропан-бутана. Для понимания: миллион тонн сжиженного газа – это 1,3 миллиарда кубов. Страна, которая и сейчас выпускает 77 миллионов тонн – то есть около 100 миллиардов кубов, планирует нарастить производство еще наполовину. То есть создать аналог трех «Северных потоков» – с доставкой до пользователя.

В результате катарский сжиженный газ станет мощным прямым конкурентом как для новой волны аналогичных проектов в США, так и для проекта российского НОВАТЭКА «Арктик СПГ», который где-то в 2025 году должен начать производить около 20 миллионов тонн сжиженного газа.

Но, несмотря на достаточно острую конкуренцию на рынке, для того, чтобы найти потребителей на эту продукцию, Доха будет вынуждена вести агрессивную ценовую политику. Проще говоря, продавать газ чуть дешевле, чем США. А если учесть тот факт, что и доставка из Персидского залива в Европу может быть заметно дешевле, чем из США – закупка сжиженного газа может быть для Украины если и не главным источником этого вида углеводородов, то, по крайней мере, способом обезопасить себя от экономических и политических неожиданностей со стороны всем известного поставщика газа. И если даже американский сжиженный газ, которым торгует в Украине «ЭРУ Трейдинг», поставляя его из Польши, оказался достаточно конкурентоспособным, то и катарское голубое топливо имеет все шансы уменьшить нашу зависимость от северо-восточного соседа.


Роман Федюк / Depo.ua
Поділіться цим