п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Передел земель на Кавказе: Кто заложил мину под Кадырова «Маленькие территориальные приобретения» – это крайне опасная штука. Об этом Рамзан Ахматович мог бы спросить у своего старшего товарища – Владимира Владимировича

Вчера глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров обратился в Конституционный суд России с просьбой проверить на соответствие конституции России соглашение об изменении границы между Ингушетией и Чечней.

Неделю назад глава Чечни Рамзан Кадыров на встрече с чеченскими чиновниками призвал задерживать и сажать тех кто выступает против этой сделки. Конечно, он имел в виду скорее граждан Ингушетии, а не главу региона и судей федерального конституционного суда. Но ситуация все равно выглядит откровенно странно.

Суть конфликта между Чечней и Ингушетией, если кто не следил за этим сюжетом, заключается в том, что руководители двух республик решили осуществить делимитацию границы (которая до этого регулировалась соглашением между Русланом Аушевым и Джохаром Дудаевым), нашли спорный участок, и для улаживания ситуации решили обменяться частями территории. Исключительно для «выравнивания границы», как заявляли они. Впрочем, в Ингушетии вся эта история восторга не вызвала, поскольку территорию у наименьшей на России республики отрезали все же больше и лучше, чем добавили. Начались массовые протесты, которые поддержала часть республиканской элиты, в том числе экс-президент республики Аушев. Местные правоохранители, сдерживая участников протестов, в какой-то момент фактически перестали их разгонять.

Впрочем, решение об обмене территориями все равно протащили через парламент Ингушетии. Однако в какой-то момент помешал Конституционный суд республики, который объявил, что подобные решения без референдума не имеют никакой юридической силы. Евкурову под давлением участников протестов, к которым присоединяется все больше местных «уважаемых людей», не осталось ничего другого, как обратиться в федеральный КС.

Пока Кремль относительно этой ситуации скромно отмалчивается, заявляя устами Пескова о том, что все это – «исключительно юридический вопрос, который будут решать юристы». Явно надеясь при этом, что КС России примет желаемое не так для Кремля, как для Рамзана Кадырова решение.

Впрочем, даже если московские судьи проявят несвойственную им принципиальность (как поступили их коллеги в Ингушетии), то это ничего не изменит. У главы Чечни есть достаточно рычагов влияния на Кремль. Ровно как и гораздо весомее, нежели у соседей, силовой потенциал на местах. Поэтому тем или иным способом, но Чечня получит кусок земли, который понравился Рамзану Ахматовичу. Тем более, что правительство соседней республики, явно не без давления со стороны Грозного и Кремля, уже фактически приняло все необходимые решения.

Единственная же проблема заключается в том, что у рядовых жителей Кавказа (и не только Кавказа, к слову) память гораздо длиннее и четче, чем у их правящих элит. И маленький территориальный выигрыш закладывает мину замедленного действия под спокойствие на Кавказе. Которая рано или поздно взорвется. И, не исключено, в какой-то момент этому поспособствует собственно Кремль – если там решат, что прав у Кадырова стало слишком много, а средств для того, чтобы и дальше покупать его лояльность – маловато.

Вообще, «маленькие территориальные приобретения» – это крайне опасная штука. Об этом Рамзан Ахматович мог бы спросить у своего старшего товарища, Владимира Владимировича. Но чеченский лидер, кажется, не склонен учиться на чужих ошибках.


Роман Федюк / Depo.ua
Поділіться цим