Отставка представителя США в Совбезе ООН Никки Хейли (вообще-то, Нимраты и в девичестве Рандава) – впрочем, до промежуточных ноябрьских выборов или до конца года она все-таки доработает – прозвучала как гром среди ясного неба даже для вашингтонских всезнаек. Однако, как оказалось, не для самого президента Трампа – о желании сделать «перерыв» в работе на госслужбе Хейли сообщила ему еще полгода назад.
Первый кандидат
Подчеркнем, то, что эта горячая информация не пролилась из Белого дома, означает очень высокий уровень доверия между Трампом и Хейли (ведь нередко, как пишут, источником сливов становились даже родственники президента). Правда, затем генералитет в администрации эту практику вроде бы прекратил, но ее рецидивы – теперь в форме публичных анонимок в колонки ведущих газет – продолжают происходить. Однако Хейли эти практики не коснулись.
Далее отметим, что президент, кажется, все-таки надеялся, что она не уйдет, поскольку на этот момент конкретного кандидата у него на замену нет: заявлено, что замена будет найдена в течение нескольких недель. Правда, сразу зашел разговор о Дине Хабиб Пауэлл, которая проработала около года первым заместителем советника по национальной безопасности (тогда это был Герберт Макмастер), а до того – в администрации Джорджа Буша-младшего заместителем госсекретаря по культуре.
Трамп сообщил, что рассмотрит ее кандидатуру, но пока он настроен довольно прохладно. Во-первых, Пауэлл работала при Буше, с которым у Трампа отношения едва ли лучше, чем с Бараком Обамой. Во-вторых, с Макмастером, с которым Трамп расстался трудно и скорее по своей вине. В-третьих, Хабиб Пауэлл – техасская египтянка-коптка, привезенная в США ребенком, а что с Техасом, что с Ближним Востоком, кроме Израиля и Саудовской Аравии, у президента отношения в лучшем случае ровные.
Всю карьеру Пауэлл сделала в партии Рейгана и Бушей (в администрации младшего успела поработать также помощником по кадрам), из которых Трампу импонирует только первый, да и то, как иногда кажется, лишь бренда ради. После ухода с госслужбы Пауэлл сделала карьеру в GoldmanSachs и туда же ушла из администрации самого Трампа, куда попала через Иванку и занимала подряд две должности (причем счастливо разминувшись с агентом российского влияния Майком Флинном). И непросто будет ее уговорить вернуться, да еще в нервный период выборов и ветвящихся расследований. При этом Пауэлл была бы, по-видимому, наиболее компетентным выбором.
Поэтому вернемся к Никки Хейли.
Надо вспомнить, что Трамп сразу после победы предлагал Хейли, губернатору Южной Каролины, пост госсекретаря, однако она отказалась, сославшись на недостаток фундаментального опыта для руководства в этой сфере. Но на посла в ООН согласилась, причем президент в этом статусе ввел ее в состав своего кабинета. Это было необязательно, но Трамп отчаянно нуждался в людях, в особенности на фоне ухода в отказ подавляющего большинства опытных дипломатов.
Впрочем, расчет с ее стороны тут тоже мог быть – застенчивого и изолированного госсекретаря Рекса Тиллерсона Хейли просто затмила и, вполне возможно, могла занять его место. Но после падения Тиллерсона первыми в президентские двери продавились квадратный Майк Помпео и угловатый Джон Болтон, быстро, несмотря на весь политес, оттеснившие Хейли на вторые роли.
Не забудем также, что, выйдя из Совета по правам человека и начав процесс выхода из Международного суда, правительство США заметно урезает возможности своего посла в ООН, как функциональные, так и возможности «светиться». Впрочем, Хейли сумела создать себе реноме отличного бойца – ее позиция по России была значительно острее президентской, а по Ирану и Израилю попадала с Трампом (и новыми руководителями внешней политики) в ноты.
Несколько недель поиска (если это все-таки будет не Пауэлл и не Иванка Трамп или ее муж Джаред, препятствий для этого, в общем, нет) – это долго. Учитывая, что выборы на носу, а ведь часто бывает, что глава государства вынужден сделать по итогам голосования определенные выводы и провести рокировки или серьезные кадровые изменения в команде.
Цель – Белый дом?
Отсюда и самая первая версия: несмотря на отсутствие прямой зависимости как президента, так и членов его администрации разных уровней от того, кто и как займет кресла в палатах законодателей, может ли быть, что Хейли уходит, чтобы не оставаться в проигравшей команде? Часто подобные ходы именно так и воспринимаются мнительными политиками (а большинство из них мнительны, особенно в вопросах лояльности). При этом мало кто сегодня сомневается, что с тем или иным отрывом, но республиканцы утратят контроль над Палатой представителей, хотя что-то еще может измениться.
Но это, похоже, не тот случай. Дело в том, что нижняя палата имеет мало влияния на саму по себе внешнюю политику – участвует, конечно, в ней, но первую скрипку играет Сенат, его комитет по иностранным делам. А уж Сенат республиканцы, скорее всего, оставят за собой. Но даже если и нет, то можно обратить внимание на то, как вежливо проводил Хейли старший демократ в профильном комитете Боб Менендес. И если бы, кстати, у Трампа были нормальные отношения с нынешним главой комитета Бобом Коркером, с которым он часто публично ругался, Хейли мог бы заменить как раз этот республиканский сенатор – он не планирует переизбираться. Но все обстоит так, как обстоит.
Довольно жуткий вариант замены – это Ричард Гренелл, нынешний посол США в Германии, прославившийся столь странными высказываниями, что немецкие политики требовали его высылки. Также называют действующего посла США в Канаде Келли Найт Крафт, личность довольно загадочную, поскольку она является многолетним, еще со времен Буша, спонсором партии и женой угольного магната. Но какого джокера выбросит Трамп, неизвестно, пока понятно, что уходом Хейли (по ее словам, в частный сектор) он опечален. Бизнесом как таковым Никки Хейли, надо сказать, никогда не занималась.
Правда, заявив о том, что не станет соперницей Трампа в 2020 г. (а в этом смысле в партии она была в первой пятерке списка, поскольку дополнила свой опыт законодателя штата и губернатора крупным внешнеполитическим постом), Хейли опять делает ловкий маневр умолчания. Кто знает, что будет через месяц, какой там 2020 г.?! А между тем в 2012-м Митт Ромни весьма всерьез рассматривал Никки Хейли как спарринг-партнера в гонке за президентство. Но тогда она в итоге выбрала губернаторство – из двух сроков не досидела год, согласившись на предложение Трампа. Так что Хейли – опытный и ловкий политик, с ощущением правильного момента.
Между тем Митт Ромни на этих выборах старается попасть в Сенат от Юты, а его напарник 2012 г. Пол Райан возглавляет Палату представителей, но, скорее всего, покинет свой пост. Все это – некоторые частицы пазла, потому что мало кто может предугадать, как будет развиваться партийная политика республиканцев в ближайшие шесть лет. Но, как видим, и внутри, и вне Белого дома Трампа складываются и раскладываются карточные колоды.
У Хейли, если рассматривать ее как кандидата в президенты в 2020 или 2024 гг., очень сильная риторика лидерского склада, созвучная одновременно президенту, партии и истеблишменту. Ее команда в миссии США при ООН хорошо чувствовала это лидерство. К слову, Хейли объявила, что будет агитировать за Трампа через два года, однако очевидно, что она переходит в «элитный резерв» партии на случай чего.
Оппозиция уже зашепталась в своих блогах и колонках, что Хейли старается сохранить репутацию, соскочив в удобный момент – перед потрясениями. Но это все же выдача желаемого за действительное: ожидание потрясений явно затянулось и зависит от сальдо политического влияния в ветвях власти, причем один важный раунд президент Трамп только что выиграл, продавив судью Бретта Кавано в состав Верховного суда. Так что слухи могут быть любыми, а вот верить придется официальной информации и отталкивающейся от нее аналитике. А она указывает на то, что посла Хейли мы еще увидим, но в другой политической роли.
С пользой для Украины
Для Украины это момент со знаком вопроса – понятно, что посол в ООН озвучивает заранее согласованную позицию, и все же от личности, ее таланта и способности управлять аппаратом в Нью-Йорке зависит очень много. Никки Хейли в этом смысле была образцовым представителем (как и ее предшественницы Саманта Пауэр и Сьюзен Райс). Возможно, эту должность все-таки оставят за женским полом? Хотя чего можно ожидать, к примеру, от Иванки Трамп на этом посту – притом что Хейли ее как раз расхваливала, но это явная политика, – представить сложно. Непотизмом теперь в США никого не удивишь, и все же там просматривается явный конфликт этой позиции с бизнес-интересами и некая узкая направленность на ближневосточные вопросы. Чего стоит нынешний анекдот с арестом особняка Дерипаски, где проживает бывшая жена Абрамовича, с которой дружны Трампы–Кушнеры? По-видимому, сенаторы все-таки не утвердят такого назначения, разве что президент протащит его под самые выборы, пока является знаменем партии.
Но и посол США в Германии Гренелл, надо думать, единомышленник Стивена Бэннона, на месте Хейли для российско-украинской войны и сопряженных с ней вызовов выглядит как-то слишком экзотично. Кадровый вопрос стоит в нынешней администрации США, лишь несколько месяцев как относительно стабилизировавшейся, очень остро. В особенности это касается минюста и ФБР, но и Помпео проработал вместе с Хейли только пять месяцев. Натянутые отношения между США и ООН как организацией могут позволить законодателям, особенно в дни кампании, подзатянуть любые назначения (либо наоборот – навязать, уходя, преемника). Но ключевым для большинства законодателей станет вопрос России, а для президента – воплощение его политики жесткого курса по отношению ко всем без исключения странам мира.
В любом случае считается, что новый посол США в ООН будет назначен под техническим влиянием советника президента по национальной безопасности Джона Болтона, который во многом перестроил систему под себя (этой манерой в свою бытность представителем США в ООН он попортил немало нервов тогдашнему госсекретарю Кондолизе Райс). Конкуренция Помпео и Болтона при дворе продолжает нарастать и носит скорее конструктивный характер, и Украине, надо сказать, это приносит пользу. Но следует принимать во внимание и то, что у Джона Болтона свое видение мира, близкое Трамповому, поэтому он и получил свою должность. Тем не менее, возможно, поэтому до кадровых крайностей и не дойдет, но экзотические сюрпризы вполне могут быть преподнесены. Поскольку окончательное решение принимает как раз самый главный специалист по сюрпризам, обосновавшийся в Белом доме.
Максим Михайленко / Деловая столица