На днях министр иностранных дел Павел Климкин заявил, что в Украине «явно назрела необходимость в основательной дискуссии по вопросу двойного гражданства». По словам главы МИДа, в стране «десятки, а то и сотни тысяч украинцев имеют паспорта соседних стран», однако скрывают этот факт. Именно для того, чтобы на государственном уровне определиться со статусом таких людей, устранив правовые коллизии, и нужно провести дискуссию о двойном гражданстве. Что выиграет, а где проиграет Украина, если институт двойного гражданства будет реализован, пишет Апостроф.
Теория вопроса
Катализатором откровений министра стал инцидент в консульстве Венгрии в городе Берегово Закарпатской области. Напомним, что в средине сентября в сети появилось видео, из которого следует, что в консульстве с радостью принимают украинцев в венгерское гражданство, да еще и «обмывают» счастливые инициации шампанским. Разгорелся скандал, итогом которого стала жесткая реакция Климкина: венгерский консул должен вернуться домой. Тем не менее, по мнению министра, скандал в Берегово выходит далеко за границы украино-венгерских отношений, ведь граждан Украины с паспортами других стран у нас сотни тысяч. А значит, нужно что-то делать.
Отметим, что Конституция и законодательство Украины достаточно четко дают ответ на вопрос о двойном гражданстве. Его быть не должно. «В Украине существует единое гражданство», — гласит 4 статья Конституции.
Закон «О гражданстве Украины» также подчеркивает, что в стране действует принцип единого гражданства, но вместе с тем допускает факт не просто второго, а гражданства в степени «бесконечность»: «Если гражданин Украины получил гражданство (подданство) другого государства или государств, то в правовых отношениях с Украиной он признается только гражданином Украины». Иными словами, украинец не лишается гражданства автоматически, а продолжает быть гражданином Украины. Но вместе с тем статья 19 этого же закона предусматривает, что одной из причин утраты гражданства может быть «добровольное получение гражданином Украины гражданства другого государства».
Между тем, ни уголовной, ни даже административной ответственности за два одновременно действующих паспорта нет. Согласно законодательству, представления о всех случаях утраты украинского гражданства, в том числе и по причине второго паспорта, должна рассматривать комиссия при президенте Украины по вопросам гражданства, а класть на стол этой комиссии подготовленные представления обязана Государственная миграционная служба. Замыкается цепочка на президенте страны, который своими указами, на основании решений комиссии, может прекратить гражданство.
Итак, Климкин говорит о «десятках, а то и сотнях тысяч» украинцев, которые имеют два и больше паспортов. Сколько же человек из них президент лишил гражданства, ведь добровольное получение гражданства другого государства – причина для утраты родного гражданства. Согласно данным миграционной службы, за 2017 год гражданство потеряли 39 человек.
Гражданская игра
Общий тон заявлений Климкина таков, что сначала нужно, конечно, поговорить, но в будущем институт двойного гражданства неплохо было бы ввести. Правда, с одной оговоркой: вопрос двойного российско-украинского гражданства стоит рассматривать отдельно. «Лично я считаю его принципиально неприемлемым», – подчеркнул министр.
«Странно запретить нашим гражданам гражданство одних стран, на выбор, а другое, например, российское или белорусское, запретить. Такого не бывает в праве. Право нельзя разделять. Оно либо есть – и оно целостное, либо его нет», – поясняет изданию дипломат Александр Хара.
Правда, формально парламентариям ничего не будет стоить разделить вопрос, запретив иметь второе гражданство стран-агрессоров по отношению к Украине.
В целом же актуализация совсем не нового вопроса о двойном гражданстве, по словам экспертов, сводится к известной схеме: не можешь победить – возглавь. Ведь борьба с тысячами своих же сограждан грозит последствиями для государственности.
«Учитывая слабость экономики и организационную слабость государства, на сегодняшний день Украина не может себе позволить бороться с двойным гражданством, так как это может опрокинуть всю государственную систему, – говорит аналитик Украинского института будущего Игар Тышкевич. – Давайте представим ситуацию, что мы начинаем либо штрафовать, либо лишать второго гражданства украинцев. Мы как минимум получаем зону гражданского конфликта в местах компактного проживания венгроязычного населения, зону конфликта на Западной Украине, поскольку часть из наших заробитчан уже успели принять польское, словацкое, чешское гражданство. Мы сами себе наплодим проблемы, не оставляя для людей комфортного выхода из ситуации. Отсюда вопрос: насколько Украина сегодня сильна, чтобы плодить проблемы сразу по 6-7 направлениям».
Другое дело, что к вопросу стоит подходить сбалансированно и ограничить возможность получения двойного гражданства для определенного круга лиц.
«Если человек с двойным гражданством попадает на должность, которая предполагает принятие решений государственного уровня либо распоряжение государственным имуществом, то у такого человека может возникнуть конфликт интересов», – добавляет Тышкевич.
Главный аргумент противников системы двойного гражданства состоит в том, что страны, которые сейчас щедро раздают свои паспорта украинцам, через 20-30 лет захотят получить бонусом и территории, где эти украинцы проживают. Ну чтобы «защитить» их. Например, в Крыму, еще до аннексии полуострова, Россия не скупилась на свои паспорта. Соответственно, вводить институт двойного гражданства было бы целесообразно после укрепления обороноспособности государства.
Но дело в том, что на фоне возрастающей миграции украинцев времени особо нет.
«У нас идет отток сограждан в связи с экономическими трудностями, а кто заполнит их места? – отмечает Александр Хара. – Если посмотреть глобально, идет смещение с востока на запад: поляки поехали в Великобританию, а в Польшу приехали другие восточные европейцы и украинцы. А в Украину приедет кто-то другой, например, из Средней Азии. Мы должны понимать, что если на одного работающего приходится три пенсионера, то через какое-то время система солидарного социального обеспечения лопнет, поэтому нам нужно будет также привлекать мигрантов и рабочую силу из других регионов».
А мигрантам из других регионов для легальной работы может понадобиться украинское гражданство при сохранении «родного». Сейчас же закон обязывает иностранцев прекратить свое гражданство в случае получения украинского.
Несмотря на то, что Павел Климкин задал тон дискуссии, рассчитывать на либерализацию в Украине вопросов гражданства, по крайней мере в краткосрочной перспективе, сложно. Ведь не зря этот вопрос тянется долгие годы – для любой власти разрешение иметь два паспорта будет иметь имиджевые последствия.
«Если процедура будет разрешена, можно допустить, что большое количество граждан получит второй паспорт, и окажется, что несколько миллионов украинцев имеет двойное гражданство. Это психологический барьер для власти. И это может подаваться оппонентами как определенная негативная оценка действиям власти», – резюмировал Ярослав Макитра.