Партия мэра Львова Андрея Садового «Самопомощь» провела чистку рядов. Под раздачу попали сразу четыре депутата Киевского городского совета. Причем один из них – кандидат в мэры Киева от этой политсилы, глава ее фракции в Киевском городском совете Сергей Гусовский. Громкий скандал, несомненно, бьет по репутации партии Садового, но, с другой стороны добавляет очков мэру Львова в канун президентской кампании, показывая его борцом с коррупцией даже внутри собственной партии. О предвыборных технологиях Садового пишет Апостроф.
Гусовский уходит в минус
Состоявшееся 6 сентября в столице расширенное заседание политсовета партии, в котором приняли участие ее глава Садовой, депутаты фракций в парламенте и Киевсовете, подарило сенсацию. Из партии исключили четырех депутатов Киевсовета от «Самопомочи» – Сергея Гусовского, который возглавляет фракцию в этом представительном органе, а также депутатов Алексея Руденко, Сергея Харчука и Вадима Васильчука. Повод – махинации с киевской землей со стороны коллеги по фракции Романа Марченко. По официальной версии, указанные депутаты (на самом деле таких было 8 человек) проголосовали за решение о выделении родственникам Марченко нескольких участков общей площадью 1,4 га, предварительно им якобы присвоенных. Как сообщила журналистам глава Киевской горорганизации «Самопомощи», вице-спикер Верховной Рады Оксана Сыроид, руководство партии узнало об этой истории еще несколько месяцев тому назад, однако сперва предложило решить этот вопрос на уровне фракции.
«Мы старались обратить внимание лидера фракции Сергея Гусовского и депутатов на это, поскольку такие решения… носят признаки коррупционных действий. Мы требовали от фракции принятия отдельных решений, которые бы позволили эту ситуацию решить – например, исключения Романа Марченко из фракции или сложения им депутатского мандата. К сожалению, фракция все это время уклонялась от оценки ситуации и проведения независимого расследования», – рассказала в парламентских кулуарах Сыроид.
Она пообещала, что документы в подтверждение обвинений партия передаст в правоохранительные органы, а самого Марченко отзовут из депутатов. При этом от Гусовского и исключенных депутатов в «Самопомощи» ждут «признания ответственности» за случай с Марченко. В ином случае им обещают ту же участь. Впрочем, в партии уже сомневаются в возможности того, что те покаются. «На нашем собрании Гусовский отвечал с невероятным цинизмом», – убеждал издание член политсовета партии, народный депутат от «Самопомочи» Роман Семенуха.
Гусовский не ответил на звонки и сообщения редакции. На своей странице в Facebook депутат-ресторатор назвал исключение ожидаемым исходом и объяснил его противоречиями однопартийцев с киевской пропиской с львовской группой внутри партии. «В течение последних двух лет мы пытались установить эффективные отношения между командами Киева и Львова. К сожалению, в начале избирательной гонки боязнь руководства партии перед киевской командой стала причиной решения, которое было принято исполкомом партии», – написал Гусовский.
Один из исключенных депутатов Вадим Васильчук признает, что голосовал за земельное решение. «Я голосовал за решение, в котором было право человека на земельный участок 100 соток, которые сотнями в Киевсовете (принимаются – ред.)… Откуда появился этот гектар? Вопрос к исполнительному комитету, хотя я называю это попыткой натянуть то, чего нет… Во фракции просто не привыкли принимать решения, спущенные свыше, а перед выборами кто-то решил закрутить гайки», – утверждает Васильчук.
Оставят ли его без депутатских полномочий, он не берется предсказывать, но отдавать депутатские полномочия он не желает. «Не они («Самопомощь» – ред.) мне давали этот мандат… Я на округе работал все три года, посмотрим, пройдут ли они всю процедуру», – сказал он.
Отметим, в заключительных и переходных положениях закона о местных выборах говорится, что для запуска процесса отозвания депутата Киевсовета по так называемой народной инициативе необходимы подписи 400 граждан. Далее инициативная группа в количестве не менее 100 человек собирает подписи в избирательном округе депутата (нужно более половины от числа избирателей, голосовавших здесь на местных выборах), а если депутат прошел по многомандатному округу – больше избирательной квоты, установленной во время выборов, но не меньше, чем получила партия, от которой шел народный избранник. Время на сбор подписей – тридцать дней. Если сроки и формальности соблюдены, на основании решения высшего органа партии территориальная избирательная комиссия признает избранным преемника отозванного депутата.
Впрочем, есть нюанс – даже в этом случае все может закончиться длительными судебными тяжбами. Тем более, сильных юристов в команде «раскольников» Гусовского хватает с избытком. К примеру, тот же Роман Марченко – заслуженный юрист Украины, старший партнер юрфирмы «Ильяшев и партнеры». И биться за мандат он будет до последнего…
Формат для Садового
История с Гусовским хотя и спровоцировала громкий скандал, на самом деле выгодна мэру Львова, который ведет активную подготовку к президентской кампании. «А случай Гусовского оборачивается возможностью для Садового продемонстрировать партийную принципиальность, неприятие коррупции в своих рядах и готовность избавляться даже от важных членов команды. Разброд и шатание в столичной организации «Самопомощи» после отставки Гусовского руководство партии, видимо, не смущают», – объясняет изданию политолог Петр Олещук.
По последней информации, партийная верхушка «Самопомочи» продолжает думать, как представить Садового в кандидатском качестве. Вариант съезда в сентябре, о котором сообщало издание, остается в запасе. Выборы в объединенных территориальных общинах по решению Центризбиркома откладываются, а значит партийный форум, на котором бы выдвинули кандидатов в депутаты, не нужен.
«От идеи съезда пока отказались. Нужен другой формат, чтобы сообщить о походе Андрея Ивановича (Садового – ред.) в президенты и отказе баллотироваться в четвертый раз в мэры Львова. Решение будет подано под соусом «Мы не можем построить успешный город в неуспешной стране». Скоро увидите», – сообщил собеседник, близкий к Садовому, попросивший об анонимности, не уточнив конкретной даты.