Пока российские официальные лица пытаются убедить мир в том, что они – клинические идиоты, и на них не стоит обращать внимание, все идет своим чередом. И в самом деле, тому же Пескову даже в голову не приходит, что сейчас он пытается разыграть самую позорную роль для своей страны, которую даже при совке не разыгрывали. Он демонстрирует признаки собственной невменяемости, тяжелой психической болезни его шефа, а собственную страну показывает какой-то сельской психлечебницей, с которой лучше не связываться, ибо там обитатели научились метко бросать фекалии и делать более причудливые вещи, которые даже придумать невозможно.
О речах Маши Захаровой можно вообще ничего не писать. Ее здоровье, подорванное неумеренным злоупотреблением, прет из нее сплошным потоком, а вот постпред РФ при ООН Небензя – еще полон сил и бодро демонстрирует повадки лысого олигофрена. У него это получается довольно неплохо и даже убедительно. Если на вопрос о химическом нападении на граждан Великобритании чудак отвечает, что они провели замечательный чемпионат мира по футболу, то тут можно только развести руками. Талант не пропьешь. Так они в МИД РФ скоро возьмутся «за Уильяма, нашего, Шекспира».
Тем временем, Сенат США определяется с направлением дальнейших санкций против РФ. В том, что их следует постоянно и регулярно наращивать, уже никто не сомневается, особенно, в свете последних заявлений руководства Великобритании. Но там обсуждаются концептуальные вопросы, которые важны при выстраивании новых санкционных конструкций.
В этом обсуждении мы бы выделили две основные линии, которые будут формировать то, что мы увидим в виде новых санкционных списков. Первая линия связана с персональными санкциями. Как справедливо заметил бывший посол США в РФ Майкл Макфол, в Москве сложилась такая ситуация, что любое, даже самое абсурдное решение, которое принимает Путин, там не подлежит обсуждению или осуждению, а значит – что бы не решил Путин, там это будут исполнять. В таком случае, он предлагает перенести основной упор санкций на круг лиц, которые так или иначе формируют характер принимаемых решений на стадии их разработки. То есть, в дополнении к тем лицам, которые уже засветились в каких-то грязных делах, добавить и тех, кто прямо не вымазался в них, но безусловно влияет на принятие решений.
На наш взгляд, это – важная новация, ибо теперь под санкции будут лететь все те, кто просто разинул варежку или мнит себя неуловимым серым кардиналом, не оставляющим следов. Теперь этот номер не пройдет, и денежки в Гонконге могут оказаться недоступными, или перефразируя Воланда, «внезапно недоступными». Думаю, теперь самым ушлым и продуманным кремлевским персонажам придется подумать о вечном, причем – с приличной долей философии.
Вторым направлением поднятия санкций являются секторальные мероприятия. При этом прозвучала довольно здравая мысль, которая поясняет, почему до сих пор не попал под прямые санкции сам Газпром, а не его многочисленные дочки. Эксперт аналитического Совета Дэниел Фрид пояснил, что укладывать под санкции нынешние добывающие предприятия прямо сейчас не стоит, потому что это приведет к росту цен на добываемое ими сырье, и в конце концов, это может нивелировать ожидаемые последствия от санкций. Вместо этого, надо принимать жесткие меры по блокированию работ по развертыванию новых мощностей, а уже имеющие давить косвенно, через запрет на поставки технологического оборудования и прочего.
Из этого можно сделать вывод о том, что постепенное придавливание именно добывающих отраслей РФ будет продолжаться до момента, когда рынок сможет легко компенсировать их полный уход.
То же самое касается и долга РФ. Чтобы не обвалить финансовые рынки, санкции должны жестко отсекать попытки Москвы размещать свои новые ценные бумаги для привлечения капиталов, а старые – не трогать. Таким образом, РФ лишится доступа к международным источникам кредитования и будет вынуждена либо вытаскивать награбленное и вбрасывать его в топку рушащейся экономики (что вряд ли), или изыскивать внутренние резервы и тоже бросать их в ту же топку. Понятно, что так долго продолжаться не сможет, и какие-то вещи им придется пересматривать.
Но во всей этой ситуации важны даже не механизмы, которые прямо сейчас отрабатываются, а та полная консолидация политических сил США, которая произошла вокруг противостояния с РФ, а такое – очень надолго. Наверное, нынешний формат Московии уже не дождется отмены хотя бы части санкций. С ними уже будут разбираться правопреемники, как РФ это делала после совка. Ситуация уже прошла точку невозврата, и это понимает уже все большее количество сил за пределами США.
Anti-colorados / Линия обороны