п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

А где скандал? Как Украине сделать свой Солсбери из Армянска Украинские чиновники заговорили о бедствии в Крыму спустя почти две недели после его начала

«Крымский Чернобыль» – так окрестила экологическую катастрофу в Армянске пресса. Причины ЧП оккупационные власти до сих пор скрывают. При этом отголоски бедствия слышны уже и на материковой Украине. В начале этого года в британском городке Солсбери отравили бывшего российского шпиона Сергея Скрипаля и его дочь Юлию. Лондон без промедления обвинил в этом Кремль и лично Путина – Британия и ее союзники выслали десятки российских дипломатов, о методах работы Москвы узнал весь мир. В Армянске куда больше пострадавших, но об этом Чернобыле локального масштаба в мире никому не известно. Украина должна превратить Армянск в свой Солсбери, чтобы Кремль по обыкновению не ушел от ответа.

«Из ада за свой счет»

С 24 августа жители небольшого городка Армянск на севере Крыма начали жаловаться на то, что им тяжело дышать, слезятся глаза, появились сыпь и кашель. Говорили, что в воздухе стоит запах серы, с деревьев опадают листья, металлические предметы покрываются каким-то странным налетом. Виновным в ЧП людская молва сразу назначила завод «Крымский титан», который принадлежит Дмитрию Фирташу. По одной версии, на предприятии произошел выброс вредных веществ. По другой — вредные вещества попали в воздух после того, как из-за засухи высохли специальные озера с кислотными отходами. В причастности к ЧП подозревали еще ряд предприятий, но 29 августа ПАО «Крымский содовый завод», АО «Бром» и ООО «Титановые инвестиции» заявили о том, что ни к каким выбросам на севере Крыма отношения не имеют.

Все это время оккупационные власти ЧП не замечали. У детей и взрослых начались кашель и аллергические высыпания, позже – тошнота. Из города стали уезжать люди: в соцсетях писали «из ада за свой счет». Лишь через десять дней после начала бедствия, 4 сентября, так называемый глава республики Сергей Аксенов заявил, что «Крымский титан», на котором работает почти четверть населения города, закроют на две недели. По его словам, кислотный отстойник высох до критического уровня, а воду в него дать неоткуда – Украина перегородила Северо-Крымский канал.

На самом предприятии говорят: на остановку завода потребуется неделя. Аксенов же посоветовал не паниковать и заявил: никакого особого превышения концентрации вредных веществ в воздухе практически не было. В Крыму до сих пор утверждают, что ничего страшного не происходит. Но детей начали вывозить в санатории и пансионаты. Аксенов даже глупо пошутил: «Объявляем каникулы для армянских школьников». Эвакуированные с детьми мамы тут же выложили в сеть фотографии временных пристанищ – с оборванными обоями и одним туалетом на этаж. Сам Армянск похож на город-призрак – люди предпочитают лишний раз не выходить на улицу, детские площадки пустуют.

Главной причиной ЧП, которого как бы нет, в России продолжают называть высыхание кислотных озер на «Титане». В Украине уверены, что причина вовсе не в понижении уровня кислотоотстойника, а в традиционной российской халатности. По информации Главного управления разведки Минобороны, 13-19 августа в районе титанового и содового заводов в Армянске проводили армейские стрельбы. И по ошибке попали снарядами в кислотоотстойники — из-за повреждения объектов и начались выбросы предположительно серного и сернистого ангидрида, в буквальном смысле слова отравляющие жизнь севера Крыма и юга Украины.

Спустя почти две недели отголоски катастрофы в Армянске докатились и до материковой Украины – жители Каланчака и Преображенки, что на Херсонщине, жалуются на тошноту, головокружение, странную сыпь и аллергию, говорят, что во дворах осыпаются листья с деревьев и сохнут растения на полях. На границе с Крымом зафиксированы первые случаи отравления украинских пограничников.

Офис украинского омбудсмена передал данные о выбросах в районе Армянска в целый ряд организаций. По словам представителя омбудсмена Исмаила Халикова, «информация передана в международные организации (ООН, ОБСЕ, ВОЗ, Красный Крест) – с целью документирования фактов нарушения прав человека; в прокуратуру АРК — о возбуждении уголовного дела в отношении лиц, причастных к нарушению экологических прав граждан на временно оккупированных территориях Украины и угрозе их жизни». Сама омбудсмен Людмила Денисова рассказала, что сразу после сообщений об ухудшении состояния здоровья жителей Херсонщины в регион выехала специальная рабочая группа – специалисты взяли пробы воздуха, почвы, воды.

Далекий-далекий материк

Симптоматично, что обращаться в международные организации Украина начала после того, как угроза ЧП замаячила перед Херсонщиной. Настроенные проукраински крымчане возмущаются: почему Украина не трубит на весь мир об экологической катастрофе, устроенной оккупантами? Ведь если Крым – это Украина, то и защищать жителей полуострова необходимо так же, как и жителей материковой части страны. Их противники заявляют, что, раз крымчане допустили оккупацию полуострова, пусть теперь оккупантам претензии и предъявляют. Между тем даже пророссийски настроенные жители полуострова начинают роптать: за пять лет в лоне России тамошняя власть могла бы позаботиться о том, чтобы решить проблему с водой и предотвратить техногенную катастрофу или хотя бы вовремя начать ее ликвидировать.

Увы, Украина, как и Россия, проблемы полуострова старается не замечать. Все ограничивается соревнованием в пафосе лозунгов «Крым – это Украина» и «Крым наш!». Когда же дело доходит до решения реальных проблем, полуостров оказывается ничейным. Недаром в Украине о ситуации в Армянске в верхах публично заговорили лишь после того, как происшедшее начало сказываться на самочувствии и здоровье жителей Херсонщины. Да, министр иностранных дел Павел Климкин на днях резко осудил Россию: «Сначала российские оккупанты принесли в Крым и на Донбасс человеческое горе, теперь экологические катастрофы, которые уничтожают нашу землю». Вот только сделал он это в «Твиттере».

Самое громкое заявление пока принадлежит президенту Петру Порошенко, который в принципе этими вопросами заниматься как бы и не должен. Глава государства назвал экологической катастрофой выбросы химических веществ в Армянске и призвал создать международную комиссию. Порошенко даже поручил руководству Херсонщины подготовить условия для оздоровления детей из Армянска. «Они должны чувствовать заботу украинского государства о каждом, кто оказался на оккупированной территории», – заявил президент. Правда, почему заботу начали проявлять спустя почти две недели с начала трагедии, умолчал.

Между тем ситуацию в Армянске украинская власть должна была по максимум использовать для того, чтобы вновь напомнить миру о варварских методах управления Кремля – и об аннексии полуострова, и о том, что жителям Крыма не предоставляют доступ к информации, которая касается их жизни и здоровья. Сразу после появления информации о ЧП должна была заработать целая связка органов власти. Так, Министерство иностранных дел должно было обратиться в ООН и ЕС с требованием вмешаться в ситуацию – как минимум создать международную комиссию по изучению ЧП и провести независимую экспертизу на месте происшествия. А если Россия не допустит международных экспертов на свою территорию, раструбить об этом на весь мир. Отдельное обращение МИД должен был адресовать в Организацию по запрещению химического оружия для мониторинга ситуации – ввиду свидетельств о хранении оного на «Титане» российскими военными. К тому же МИД обязан был информировать о ситуации в Крыму правительства других стран – с упором на то, как ведут себя оккупанты на захваченной территории. Минздрав мог бы обратить на ситуацию в Армянске внимание Всемирной организации здравоохранения и ЮНИСЕФ, ведь в первую очередь от выбросов пострадали дети. Минэкологии должно было обратиться в программу ООН по окружающей среде – эксперты уже говорят, что выбросы неминуемо спровоцируют загрязнение почвы. Параллельно такие же обращения должна была поддерживать Администрация президента. Причем вся эта работа должна проделываться сообща, в тесном контакте всех ведомств. Чтобы не получилась традиционная картина «правая рука не знает, что делает левая».

Депутаты Верховной Рады тоже могли бы внести свою лепту в прославление «крымских подвигов» Кремля: принять резолюцию с осуждением действий оккупантов, а также донести информацию до своих коллег в других странах – зря, что ли, в Раде действуют около 90 групп по межпарламентским связям с иностранными государствами? Кроме того, нардепы могли бы обратиться к коллегам из «зеленых» европейских партий с предложением вынести рассмотрение вопроса об устроенной в Крыму катастрофе на рассмотрение ПАСЕ. Немаловажную роль в том, чтобы обратить на ЧП внимание мировой общественности, могли бы сыграть и общественные организации: написать в Greenpeace об экологической катастрофе, а в Human Rights Watch – о том, что в Крыму нарушаются базовые права человека.

Так что способов обратить внимание всего мира на маленький городок в Крыму множество. Картинки пустого города, пожелтевших деревьев и окислившихся ложек-вилок способны растрогать даже самого толстокожего зрителя не хуже, чем видео из Солсбери.


Ольга Мацко / Деловая столица
Поділіться цим