Когда только произошло отравление Скрипалей и все рассуждали, кто за ним может стоять, я указывал, что скорее всего, это дело не рук ФСБ, а как раз ГРУ. Сергей Скрипаль был офицером ГРУ, «преступления» он совершил с точки зрения ГРУ и наказывать его за это «предательство» по статусу и по правилам игры имело право ГРУ. Почему это важно понимать?
На самом деле это помогает нам определить мотив преступления и ответить на вопрос, зачем нужно было убивать Скрипаля.
Я убежден, что его обмен на десяток американских шпионов, включая известную Анну Чапман, проводился ФСБ без ведома ГРУ. ГРУ узнало об этом из прессы. Может быть именно тогда, буквально на следующий день после этого обмена, когда Скрипаль оказался в спокойной и безопасной для него Англии, где планировал жить всю оставшеюся жизнь, в ГРУ было принято решение, теперь уже согласованное с «провинившимся» ФСБ, наказать Скрипаля при первой возможности.
Наверное, это позволяет нам также ответить на вопрос, почему с семьей Скрипаля стали происходить разные несчастные события в России. Напомню, что сын Сергея Скрипаля погиб при загадочных обстоятельствах, его брат тоже умер при странных обстоятельствах, ну и будем считать, что и смерть его жены в Лондоне – несчастье, вызванное естественными причинами, хотя расследованием этого вопроса, как я понимаю, никто не занимался.
Так что сообщение о том, что подозреваемыми в отравлении Скрипалей являются два офицера ГРУ, помогает нам ответить сразу на целый ряд вопросов.
Все остальное уже не представляет для нас загадки. Насколько мне известно, имена, которые указаны английским следствием, это не настоящие имена грушников. Я имею в виду, что это правоохранительные органы Великобритании знают их настоящие имена, просто не сообщают их общественности и прессе.
Конечно, Великобритания будет требовать выдачи этих двух сотрудников ГРУ, и конечно же, Россия их не выдаст. Как и в случае с Луговым, я ожидаю, что, скорее всего, они будут в какой-то момент публично награждены Путиным за совершенное ими в Великобритании, которое с точки зрения англичан является преступлением, а с точки зрения Кремля – подвигом. В каком-то смысле мы уже пришли к концу всей этой истории.
Будет ли дальше ГРУ пробовать вторично устранить Скрипалей? Понятно, что я не знаю ответа на этот вопрос, так как ситуация беспрецедентная. С одной стороны, мы не знаем, где сейчас находится Скрипаль и его дочь; с другой стороны, мы не знаем, в каком он состоянии. То, что он выжил, не означает, что никаких последствий отравления он не испытывает. Я этой информации не имею, разумеется. Поэтому мы не знаем ответа на вопрос – будут ли российские спецслужбы продолжать операцию по устранению Скрипаля.
Сам факт, что российские спецслужбы вообще поставили перед собой такую задачу, как устранение официально обмененного российским правительством осужденного агента, стал беспрецедентным, поскольку этим покушением была убита сами идея обмена шпионов двумя заинтересованными сторонами. Какой же теперь смысл обменивать одного шпиона на другого, если одна из сторон обмененного шпиона затем убивает!
Так что попыткой устранения Скрипаля, все правила игры разведок были нарушены и к каким последствиям это приведет, с точки зрения истории разведок, пока еще неизвестно.
Юрий Фельштинский / Обозреватель