Новые скандальные заявления бывшего мэра Славянска Нели Штепы показали, что политики, которые претендуют на голоса жителей востока и частично юга Украины, на выборах активно разыгрывать карту вины киевской власти в войне, – пишет Игорь Петренко для Depo.ua. На маргинальном сайте «Оппозиционный голос правды», идейным вдохновителем которого значится Олесь Бузина, а контактным адресом – ул. Липская, 10, то есть центр Киева, обнародована запись интервью Штепы. Прежде всего привлекает внимание ее заявление о том, что Славянск разрушили украинские войска.
«На город Славянск, на Николаевку сбросили украинские войска с трех до семи часов утра… 330 бомб, и окончательно разрушили город Славянск», – заявила она. По ее словам, основные разрушения в Славянске состоялись с 5 июля (2014 года – ред.), «когда в городе не было ни одного боевика… Просто бомбили город, типа они его освобождают». А до 5 июля в городе разрушений не было, убеждает бывший мэр.
Также Штепа заявила о намерении баллотироваться в Верховную Раду на парламентских выборах 2019 года. «У нас есть план уже и на сентябрь, и на октябрь, и на ноябрь, – поделилась она. – У нас план – помогать людям». В свойственном ее заявлениям экзальтированном стиле Штепа называет себя «мамой» Славянска, а «папу» – «уродом и чмом». «Не надо продолжать мое дело, я его сама продолжу. Просто будь мужиком, ты же помогал боевикам, ты, Воропаев (заместитель мэра Славянска Виктор Воропаев – ред.), Самсонов (помощник мэра Славянска Александр Самсонов – ред.). Ваша троица – Иуды. Просто соберись и пошел вон из города».
Эти слова Штепа адресовала своему преемнику в кресле мэра Ляху. Попутно напомним, что глава местной организации «Оппозиционного блока» Лях, который участвовал в выборах мэра Славянска в 2015 году, во время предвыборной кампании со своих билбордов обещал «любить Славянск, как Неля».
Санта-барбара с Нелей Штепой длится уже пятый год. Ее обвиняют по ч. 3 ст. 110 (посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины, повлекшее гибель людей) и ч. 1 ст. 258-3 (создание террористической группы или организации) Уголовного кодекса Украины. Очередное заседание Орджоникидзевского районного суда Харькова в деле этой дамы снова перенесли, теперь на 24 сентября, поскольку адвокаты подсудимой в отпуске.
В 2010 году Штепу избрали мэром Славянска. На посту она «прославилась» конфликтами с журналистами и эксцентричной манерой вести себя и одеваться. В декабре 2013 года во время Евромайдана женщина в дорогой шубе выступала перед местными антимайдановцоми и рассказывала о том, как «Донбасс кормит Западную Украину». Сеть также облетели кадры, как в апреле 2014-го, когда в Славянск вошли боевики и российские военные, Штепа, не скрывая, радовалась этому. В своей узнаваемой розовой куртке мэр выступала перед славянцами и уверяла их, что «зеленые человечки» с автоматами в руках и георгиевскими ленточками – «это не люди с Западной Украины, как мы с вами переживали. Это наши донбасские ребята из донецкого народного ополчения».
9 мая 2014 года она еще агитировала в оккупированном Славянске за участие в «референдуме» о признании так называемой «ДНР». Вскоре появилась информация, что Штепа исчезла. Как предполагали СМИ, боевики задержали ее, потому что не договорились о разделе сфер влияния. А 6 июля 2014-го, когда украинские военные освободили город, среди пленных нашли и мэра. 13 июля ее арестовали по подозрению в посягательстве на территориальную целостность Украины и создании террористических групп. Ей грозило пожизненное заключение. Но в сентябре 2017-го, после трех лет пребывания в СИЗО Харькова, Штепа по решению Ленинского (!) суда Харькова вышла под домашний арест. На волю она выходила с сине-желтым флажком в руках и пыталась петь гимн Украины.
В январе этого года срок домашнего ареста истек, однако суд не смог избрать новую меру пресечения – и Неля Штепа осталась на свободе. Она сразу же заявила журналистам, что планирует вернуться на должность городского председателя родного города. «Я на рынок поехала, – рассказала местному телеканалу. – Зашла в магазины. Везде, где люди меня видели, все меня целовали, обнимали и говорили: «Неля Игоревна, мы вас ждем. Вы должны быть мэром». Может, тысячу человек я встретила за эти два дня. Люди бросают свои места на рынке, подбегали, меня целовали. Я вернулась и сказала своим детям: «Я буду мэром города… Шансов ни у кого нет».
В целом история Нели Штепы – это сага о несостоятельности судебных и правоохранительных органов за четыре года довести до логического конца хотя бы один процесс над знаковыми представителями политического класса юго-восточного региона, обвиненными в сепаратизме и пособничестве террористам. Поэтому нынешние, и предыдущие заявления славянского экс-мэра свидетельствуют, что она и ее единомышленники почувствовали: наказания за содеянное не будет. Можно возвращаться к активной политической деятельности.
А это означает, что аргументы в борьбе за возвращение симпатий своих избирателей эти лица выбирать не будут. В ход идут обвинения в адрес украинской армии и украинского государства в обстрелах мирных жителей и других военных «преступлениях». Когда такая агитация сложится в систему, противостоять ей в соревновании за умы жителей восточных регионов будет сложно. Сейчас противодействовать еще не поздно. Для этого нужно не так много: все государственные органы должны выполнять свои прямые обязанности, а не заниматься кулуарщиной и договорняками.
Если государство не в состоянии посадить даже Штепу, тогда чему удивляться, когда в избирательных списках отдельных партий появятся бывшие деятели, которые кричали «Путин – приди!». Или даже Захарченко, Пушилин и им подобные. Они же до сих пор граждане Украины. И до сих пор не осуждены за терроризм хотя бы заочно.